Маршрут-фантом

Возможность воспользоваться в Калуге транспортом первого маршрута теперь – большая редкость.

В Калуге периодически возникает такое явление, как маршрут-фантом. Он вроде бы есть – в схемах движения, расписании общественного транспорта, в отчетах, наконец. И в то же время его вроде нет. На остановках нет ни троллейбусов, ни маршруток этого направления. И дожидаться такой транспорт приходится долго-долго, если вообще хватает терпения вглядываться в даль калужских улиц.

Помнится, в разные годы в областном центре троллейбусами-фантомами становились то «шестерки», то «двойки», будто исчезая с улиц Калуги и из возможностей пассажиров добраться до нужного места по прямому маршруту, без пересадок.

Прогремевшая в городе в октябре прошлого года красная транспортная революция, похоже, перевела в разряд призрачных маршрутов «единичку». Хотя, возможно, это просто совпадение факта, времени и события. Но многие горожане заметили: именно с осени прошлого года добраться с начала улицы Ленина, скажем, до Каменного моста или парка имени Циолковского, единожды оплатив проезд, стало очень затратно по времени.

– Троллейбус или маршрутку с первым номером я жду теперь в среднем по двадцать минут, иногда приходится стоять на остановке и дольше, – жалуется Игорь. – Из-за этого хронически куда-то опаздываешь или вынужден выходить с огромным запасом по времени, что не всегда возможно.

Но Игорь пользуется «единицей» не каждый день и не в часы пик, поэтому масштабы «бедствия» ощущает по мере необходимости. А вот калужане, живущие в начале следования маршрута и привыкшие за долгие годы доверять свое личное утреннее расписание первому троллейбусу, теперь отринули эту веру и все чаще, что называется, выбирают пути обхода.

Спеша на работу или учебу, кто-то теперь добирается до центра на общественном транспорте других маршрутов, а там пересаживается. Кто-то идет несколько кварталов до улиц, по которым ходят «двойки». И все теряют. В деньгах или во времени.

Но в МУП ГЭТ «Управление калужского троллейбуса» исчезновение «единицы» отрицают.

– Как и прежде, на линию первого маршрута ежедневно выходят шесть машин, – заверили нас в центральной диспетчерской службе предприятия. – Интервал движения в среднем составляет десять минут. Иногда действительно троллейбусы чуть дольше идут, но это из-за того, что улица Ленина перегружена.

Однако если воспользоваться элементарными знаниями арифметики, вычисления быстро дают понять, что что-то не так в заверениях диспетчеров. Считайте сами: протяженность первого маршрута – от Калуги-1 до парка Циолковского – около пяти километров. Троллейбус по городу едет со средней скоростью 15 км/ч.

Следовательно, заданное расстояние может преодолеть примерно за 20 минут, но это без остановок. На них, светофоры и пробки щедро накинем еще 20 минут. В итоге каждый троллейбус от пункта А в пункт Б приезжает за 40 минут. На линии, по заверениям диспетчеров, ежедневно шесть машин, которые, следуя арифметической логике, должны подходить к остановкам с интервалом в семь минут.

Кто-нибудь из горожан замечал такую интенсивность движения «единицы»?.. То-то и оно. Значит, где-то закралась ошибка. Но где? Если протяженность маршрута неизменна, то скорость движения может, конечно, колебаться. Но мы в расчет и так взяли наименьшее ее проявление. Остается количество троллейбусов на маршруте. И отчего-то кажется, что ответ в задачке не сходится именно из-за этого изначально неправильно заданного условия.

Впрочем, на сайте Управления калужского троллейбуса указаны более жизненные интервалы: до девяти утра – 8 — 10 минут, после этого времени – 18 — 20 минут. И если прежде эти достаточно большие троллейбусные «пустоты» заполняли частные перевозчики, то теперь и они практически ушли с маршрута.

– Невыгодно, – объясняет водитель чуть ли не единственной маршрутки, оставшейся сновать между Калугой-1 и парком Циолковского. – Пассажиров почти нет, а бензин дорогой, плюс амортизация машины и прочие затраты.

Люди же, отчаявшись дождаться «единицу», уходят на другие маршрутки и троллейбусы, а когда «рогатый» подъезжает-таки к остановке, там его дожидаются только самые стойкие и терпеливые, а таких мало.

Утюжить же улицы с полупустым салоном невыгодно. И в сухом остатке получается, что «первый» стал маршрутом-фантомом для калужских пассажиров потому, что этих самых пассажиров ему не хватает. Вот такой транспортный парадокс, который бьет по карману и тех, кто возит, и тех, кто едет.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА, из группы управления калужского троллейбуса в «ВКонтакте».