«Сделано в Калуге»

Начало года, как правило, – подведение итогов минувшего. Вполне понятно, что все министерства и ведомства ссылаются на пандемию, которая в большой степени не пощадила малый и средний бизнес.

Несмотря на достаточно внушительную государственную поддержку, отдельные планы и проекты пришлось сократить или вовсе отложить до лучших времен. Что на этот счет думает глава регионального Агентства развития бизнеса Стефан ПЕРЕВАЛОВ?

– Начнем с господдержки, которую получили более двадцати тысяч предпринимателей и самозанятых. В денежном выражении с налоговыми преференциями и льготами она составила порядка миллиарда рублей. И это только из регионального бюджета. Даже такие чувствительные отрасли, как общепит и туризм, не свернули деятельность и сумели в условиях карантина приспособиться, перепрофилировать часть производства. А кто-то даже расширил сферу деятельности.

Отмечу, что к нам в агентство за консультациями в этот период обратилось более пяти тысяч предпринимателей. Люди звонили, чтобы узнать, кому можно работать и какие документы при этом надо иметь, каким отраслям положена государственная поддержка. Некоторым просто хотелось выговориться и получить психологическую помощь.

Оглядываясь назад, хочу сказать, что такой слаженной и оперативной работы правительства Калужской области и предпринимательского сообщества до этого никогда не было. Максимально быстро принимались нормативно-правовые акты, заявки на беспроцентные займы Государственного фонда поддержки предпринимателей рассматривались в кратчайшие сроки. Информация спешно доводилась до предпринимателей.

В итоге уже к осени большинство предприятий региона вернулись в привычный рабочий режим. А зимой нам удалось без последствий провести мероприятия проекта «Калуга – новогодняя столица России-2021».

– Хочется вспомнить недавний новогодний сырный фестиваль. Так приятно было в разговоре с гостями из соседних регионов слышать их оценку широкой торговле: «У нас такой роскоши нигде не сыскать», – печалились заезжие покупатели.

– Наши компании известны не только в пределах Калужской области. Бренд «Сделано в Калуге» звучит громко даже за границей. И это касается не только продуктов питания.

У нас много интересного и в промышленном секторе. К примеру, компания Станислава Кислова «Технологии минеральных покрытий» уже известна в Европе и получила в Германии премию Российско-Германской внешнеторговой палаты в номинации «Инновации». География наших экспортеров (на сегодняшний день их более 350!) обширна, торговля ведется более чем со 130 странами мира.

– Но ведь сфера деятельности малого и среднего бизнеса имеет широкие границы. На рождественской ярмарке в Калуге наш губернатор обратил внимание на деревянную посуду. Это что – возврат к каменному веку?

– Мастерская «Древень» заявила о себе на Дне начинающего предпринимателя, который проходил на нашей площадке «Рождество на Старом Торге». Это пример того, как простая идея, которой горят предприниматели, при помощи господдержки превращается в жизнь.

Три друга решили делать хорошую деревянную посуду. Получили на старте финансовую поддержку от Центра занятости населения города Калуги, компенсацию затрат на аренду помещения и приобретение оборудования от муниципалитета, мы помогли им с продвижением. Сейчас «Древень» планирует купить станки, и в этом случае мастерская также сможет претендовать на субсидию. Уже сейчас ее продукция востребована за пределами региона. Так что я уверен, что у компании все получится, а ее успешный пример вдохновит многих.

– А название «Древень» – от слова «древность»?

– Знаю, что друзья увлекаются фэнтези, и название идет из этого увлечения. Но эту историю пусть лучше расскажут сами предприниматели.

– Вести свое дело на Калужской земле интересно предпринимателям со всех уголков России. Но, пожалуй, главнее всего – это существующие меры поддержки.

– Сейчас есть масса программ поддержки для бизнеса — на уровне муниципалитетов, региональная и федеральная поддержка, гранты многочисленных фондов.

Мы в агентстве аккумулируем эту информацию и следим за тем, чтобы каждый обратившийся к нам предприниматель получил все, что ему положено. Помогаем подать заявки на субсидии и гранты, получить сертификат или защитить интеллектуальную собственность, съездить на выставку или бизнес-миссию. При этом наши услуги для бизнеса оказываются абсолютно бесплатно в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Средний и крупный бизнес может рассчитывать на нашу поддержку при внедрении бережливого производства на своих предприятиях через мероприятия нацпроекта «Производительность труда».

– Недавно была удивлена, встретив в Мещовске гражданина Чехии Яна Йираско, открывшего производство вина. Для иностранцев есть какие-то особые привилегии?

– Мы не склонны делать какие-то предпочтения тем или иным гражданам, решившим разместить у нас свой бизнес. Главное – желание человека, чтобы люди, пришедшие к нам со своими идеями, были энергичными, толковыми, трудолюбивыми. Поддержку мы обеспечим каждому.

– Подведены итоги года. Лучшие из лучших получили награды.

– В окружном этапе ЦФО всероссийского конкурса «Экспортер года» сразу две компании Калужской области стали серебряными призерами. В сфере промышленности – это бренд Pandora, продукция которого экспортируется в Европу и конкурирует с мировыми брендами. В сфере агропромышленного комплекса награду получила компания «Партнер-М».

Также мы подвели итоги по региону. Самыми активными экспортерами стали компании «Диал-К» (экспортер года в сфере АПК), «СМАРТТЭК» (IT-сектор), «Виртуал БГ» (сфера услуг), «1МостоСтрой» (промышленность). А компания «Партнер-М» отметилась и здесь, победив в номинации «Прорыв года».

Большие планы у нас и на этот год. Подумаем, что нового можно привнести в наши традиционные мероприятия, такие как «Калужская осень», «День Калужского поля», «Фестиваль сыра». Надеюсь, примем участие в праздновании 650-летия города Калуги.

– Не сомневаюсь – у вас это получится!

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА и Анны ЗОЛОТИНОЙ, со страницы Владислава Шапши в соцсети «ВКонтакте».