Мат как маркер идиотов

Шах и мат: в России запретили ругаться в социальных сетях.

Введенный с первого февраля запрет на нецензурную лексику в социальных сетях вызывает недоумение.

Бороться с матом на Руси – все равно что носить воду решетом. Что только не предпринимали цари прошлых веков для искоренения крепкого словца из речей жителей. Били кнутом, прожигали язык, отсекали суставы.

Изначально же обсценные слова появились на Руси задолго до татаро-монгольского ига. Современные историки сходятся на том, что мат в древнеславянских временах имеет индоевропейские корни. Матерные слова не были бранью, они носили сакральный характер, и именно поэтому произносить их всуе было нельзя. Мат входил в тексты заговоров при общении с потусторонней силой.

С приходом христианства борьба с матерщиной стала опираться на новую религию. Самой, пожалуй, известной была «Повесть св. отец о пользе душевней всем православным христианом», приписываемая иногда Иоанну Златоусту. Матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, «третья мать» – мать-земля: «Не подобает православным христианом матерны лаяти…».

Иными словами, с матом боролись и со стороны сознания, и методами физических наказаний. Толку от всех потуг искоренить «срамные слова» было мало.

Но вернемся к последнему документу, запрещающему матерные выражения в социальных сетях. Здесь, как мне кажется, совершенно иная ситуация. Соцсети – это абсолютно новый способ коммуникации. Основная его особенность заключается в неопределенности охвата аудитории.

Если до появления Всемирной сети мы четко понимали, в какой компании приемлемо крепкое словцо, а в какой лучше воздержаться (деловой этикет, присутствие женщин или детей и т.д.). В соцсетях же написанное может увидеть кто угодно, и, по сути, любой здравомыслящий человек должен иметь в виду, что «компания», в которой он теперь общается, не имеет границ, если речь идет об открытых пабликах.

Недоумение официальным запретом возникает еще и потому, что и до его введения все уважающие себя администраторы страниц, групп, сообществ прописывали в правилах запрет применения обсценной лексики. Мат и до закона удалялся из постов.

С другой стороны, «срамные фразы» в постах для любого нормального человека являются четким сигналом для принятия решения: стоит ли дальше общаться с таким персонажем?. Функция «заблокировать» или «добавить в черный список» есть во всех социальных сетях. Никто же не заставляет насильно читать «срамоту».

Более того, мат действительно стал маркером идиотов. Ведь общение онлайн не подразумевает визуального контакта, возможности сразу понять, кто перед тобой. «Дабы дурь каждого видна была», – как тут не вспомнить мифологическую фразу, приписываемую тому же Петру I.

Официальный же запрет материться в соцсетях выглядит лукавством. Невольно возникает вопрос: почему его авторы считают жителей России настолько неспособными самим разобраться, с кем общаться, а кого забанить? Более того, паблики, где приветствуется мат, становятся некими резервациями для идиотов – ну и пусть они там испражняются в выбросе грязи. В конце концов, так легче вычислить тех, кто не дружит с головой.

И еще об одном аспекте скользкой темы обсценной лексики. По большому счету, мат, как интимная жизнь. Важно чувствовать, с кем и когда он приемлем. Ведь, чего греха таить, очень часто он помогает не только снять напряжение, взбодрить и поддержать человека, но и бывает искусен и красив.

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото Stopnews.online, Author.today, Terabayt.uz, Nevsepic.com.ua.