Новые штрафы и настоящий техосмотр

Роман Бурмакин рассказывает об изменениях в законодательстве для автолюбителей.

Этот год будет особенно насыщен изменениями для автолюбителей, потому что часть реформ перенеслась с трудного для всех прошлого года. От него нам достались совершенно новый КоАП, возвращение полноценного техосмотра и новые правила сдачи экзамена на права.

Техосмотр приготовил для нас две новости. По традиции сначала хорошая. Сомнительная для автомобилистов часть реформы перенесена еще на год – ежедневный штраф в 2 000 рублей за езду без диагностической карты появится только в марте 2022-го. Также изменилась периодичность для техосмотра: новые машины не проходят его первые четыре года, после это нужно делать раз в два года, а для машин старше десяти лет – ежегодно. Это значит, что в 2021 году техосмотр необходим легковушкам, выпущенным в 2017, 2015, 2013, 2011-м, или старше.

Реформа техосмотра сводится к стандартному закручиванию гаек в отношении операторов. Например, вводятся крупные штрафы за выдачу диагностической карты без реального осмотра, которые для индивидуальных предпринимателей и юрлиц достигают трехсот тысяч рублей (статья 14.4.1 КоАП). Еще крупные штрафы грозят за работу без аккредитации или незаконную аккредитацию, а в крайних случаях грозит уголовная ответственность по статье 171 УК РФ – до шести месяцев ареста.

Водители за получение поддельной карты получат штрафы 5 000 — 10 000 рублей. Также к ним могут применить часть 3 статьи 327 УК РФ – до года лишения свободы.

Все посещения пункта ТО будут фотографироваться с привязкой к месту и времени, а информация поступит сразу в базу ЕАИСТО, запись в которой полностью заменит диагностическую карту. Саму базу защитят от взлома или создания подложных записей, на что МВД потратило крупную сумму – 95 миллионов рублей.

Для пунктов техосмотра установят квоты на пропуск автомобилей, чтобы исключить недобросовестную работу, – не получится нафотографировать 200 автомобилей в день для создания видимости деятельности.

Развал системы техосмотра за прошедшие девять лет привел к тому, что многие операторы просто не готовы работать по-настоящему. У них из оборудования — только офис и принтер.

Экзамен на права изменится не так сильно, как предполагали. «Площадку» (автодром) не отменят. Новые правила просто разрешают проверять первичные навыки на «участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки». Но это на крайний случай, если автошкола и ГИБДД муниципалитета не располагают подходящей закрытой площадкой.

Главное изменение – это слияние двух практических этапов, то есть экзамена на площадке и в городе. Получается, что из-за каждого курсанта придется возвращаться на автодром. Поэтому не исключено, что иногда первичные навыки действительно будут проверяться на городских улицах в месте, где меняются водители.

Кроме того, в этом году должен появиться новый Кодекс об административных правонарушениях с совершенно иной структурой. Изменится нумерация глав, и за водительские нарушения будет отвечать не раздел № 12, как сейчас, а № 21. Новый КоАП будет разбит на три документа, включая процессуальный кодекс, куда переместится часть статей, например, посвященных штрафной эвакуации автомобилей.

Большая часть водительских штрафов останется прежней, но появилась важная оговорка: после своевременной оплаты штрафа нарушение будет считаться аннулированным. Это важно, например, при проезде на запрещающий сигнал светофора: штраф на первый раз составляет 1 000 рублей, за повторное действие – 5 000 рублей. В новом КоАП более крупный штраф будет грозить только нарушителям-неплательщикам.

Добавились и новые штрафы. Например, за парковку на газоне (1 500 — 4 000) или детской площадке (2 000 — 5 000). Применять эти штрафы можно будет заочно, в автоматическом режиме.

Сейчас за неостановку по требованию полицейского выписывают штраф на 500 — 800 рублей. В новой редакции КоАП все гораздо серьезнее: штраф 40 000 рублей или лишение прав на 2 — 3 года (срок установит суд).

МВД планирует в десять раз увеличить список неисправностей, которые запрещают эксплуатацию автомобиля. В их число попадает, например, езда на несезонной резине: на летней – зимой, на шипованной – летом. Инспектор сможет штрафовать за проезд на машине с неисправной АБС или подушками безопасности или, например, если фары автомобиля имеют тонировку или «реснички». Другой вопрос, как он узнает, что неисправна подушка, если она не торчит из руля?

В ПДД появится и новая категория транспорта – средства индивидуальной мобильности (СИМы). В это понятие включен весь легкий транспорт, кроме велосипедов: моноколеса, электросамокаты, ролики, скейты и так далее. Для СИМов установят свои правила движения и ограничат скорость на тротуарах до 20 км/час.

С 1 января 2021 года должен был заработать новый порядок выдачи медсправки, который добавлял к процедуре два очень дорогих теста: на алкоголизм (CDT-тест) и наркоманию. Предполагалось, что стоимость справки вырастет до 8 000 — 9 000 рублей. Приказ был подписан еще в июне 2020 года, но в последний момент власти спохватились и перенесли новый порядок еще на год.

Еще 2021-й стал первым полным годом, когда вновь регистрируемые автомобили будут получать исключительно электронные ПТС. В отличие от бумажной версии ЭПТС представляет собой запись в защищенной базе данных, которая содержит гораздо больше информации (включая данные о ТО, ДТП, страховках). При регистрации машины на руки автомобилистам теперь выдается лишь выписка из ЭПТС.

Роман БУРМАКИН.

Фото Speedme.ru, Auto.today, Vianorshina.ru, Streetracing.ru, Gramlife.ru, Monitoring-auto.ru, Energyland.info, Carsweek.ru.