Три плюс два

Специалист отдела опеки Наталия Курышова из Перемышля сама стала приемной мамой для двоих детей.

Хотя, по ее словам, никогда не думала об этом, а также о том, чтобы стать многодетной мамой, но жизнь распорядилась по-своему.

С Иваном они познакомились почти 17 лет назад. Уже позже, встречаясь, выяснили, что у них общая родина — Узбекистан. Там выросли, после известных событий в республике переехали в Россию, обосновались в селе под Калугой.

Наталия пошла по маминым педагогическим стопам, окончила Госуниверситет имени К.Э. Циолковского по специальности «учитель физики и математики». Несколько лет отдала школе, затем ушла на завод и вновь отчасти вернулась в педагогику в роли специалиста отдела опеки, молодежной политики и охраны прав детства администрации Перемышльского района. Сейчас она – заместитель заведующего отделом образования.

Через год после свадьбы, в День смеха, у Курышовых родилась дочка Настя. Через три года семья пополнилась близнецами Никитой и Максимом, непохожими внешне и абсолютно разными, если верить маминым словам, по характеру. Вот так разница при рождении всего лишь в одну минуту решает многое.

С мальчишками связана своя история. Как часто это бывает: хотели второго ребенка, а получили еще и третьего. Наталия, и особенно ее мама, настраивались на двоих детей, потому что так было в их семьях. А муж изначально говорил о желании иметь троих. Все само собой решилось на УЗИ, когда супруга была беременна. Судьба высказалась за троих – и все члены семьи приняли это как данность, несмотря на то что проблем двойня добавила немало.

По словам Наталии Александровны, у них всегда вот так спонтанно получается, они ничего заранее не выстраивают и удивляются, как это в других семьях получается жить по плану.

Мне подумалось – может, и решение взять двоих приемных детей тоже было из разряда таких? Но нет, тут, скорее, за родителей все решили случай и время.

Наталия по своей работе насмотрелась на приемные семьи, знает их плюсы и минусы. Изначально не было никакого желания стать приемной мамой — со своими бы справиться. Старшая Настя только закончила 2-й класс, а двойняшки еще бегали в садик.

У восьмилетней Лизы и четырехлетней Саши была обычная неблагополучная семья: мама не занималась воспитанием девочек, вела разгульный образ жизни. Сотрудники отдела опеки забрали девочек у матери и поместили их в центр реабилитации, где они должны были находиться до лишения родительских прав или если родительница исправится — в течение полугода.

Каждое утро Наталия Курышова шла на работу и на детской площадке встречала Лизу с Сашей, которые радостно бежали к ней.

В один момент оказалось, что Сашу и Лизу должны были перевести из центра в детский дом. Девчонок всем в поселке было очень жалко. Наталию Александровну стали уговаривать взять их к себе: «У тебя трое, а где трое – там и пятеро».

Когда супруги Курышовы их забирали, то не думали, что это надолго. Была надежда, что родная мама возьмет себя в руки, восстановится в правах, и дети вернутся к ней.

А она то завязывала с алкоголем, то срывалась и затем вновь реабилитировалась. Дети привыкали к Наталии с Иваном, к Насте, Никите и Максиму. И чаще виделись с бабушкой, чем с родной матерью. В конце концов, та надолго пропала, а вскоре умерла.

С тех пор прошло почти восемь лет. Отношения приемных и родных детей нельзя назвать простыми. Это к слову о том, что дорога, по которой идут замещающие семьи, отнюдь не усыпана розами. Так было и в этой семье. Настя, старшая, сначала хотела сестренку, а затем, когда у нее их появилось сразу две, спустя некоторое время начала перетягивать маму к себе.

Лиза не уступала. Конфликтов было много, особенно с началом переходного возраста, в то время семье очень помогла работа с психологами.

Прошлогоднее лето выдалось очень сложным для всей семьи. Доходило до того, что Елизавета хотела уйти от приемных родителей. В прошлом году она месяц жила в центре реабилитации. Мальчики Никита с Максимом тоже по-своему переживали эту ситуацию и всячески старались примирить родную и приемную сестер. И все-таки они вновь воссоединились в одну большую семью.

Сейчас детям 11, 13, 15 и 16 лет. Возраст самый трудный? «Нет, — говорит мама, — надеюсь, что самый трудный мы уже пережили, сейчас легче стало». Настя уехала в Калугу учиться в педколледже, приезжает по выходным. И подсаживается к маме, как она говорит, за «родительским теплом».

— О чем сейчас болит голова у родителей? — спрашиваю Курышовых.

— Прежде всего, о том, как выучить детей, закончить 9-й класс, поступить в колледж. А еще о том, как обеспечить личным пространством. Они выросли и хотят побольше места.

У семьи дом немаленький, но домочадцы пришли к мысли, что нужно расширяться. Этим летом надстроили мансарду, в следующем году надеются ее отделать, и тогда у каждого из детей будет по комнате.

— Ваш ответ тем, кто считает, что «лучше меньше, да лучше» — меньше детей, зато и они, и родители будут более счастливы и обеспечены?

Наталия Александровна отвечает, что по опыту своей работы знает: неблагополучие – не в количестве детей, а в отношении к ним. «Я свою семью очень люблю, меня все устраивает. Надеюсь, что наши дети счастливы, потому что мы живем для них и их интересами».

Елена ГУСЕВА.

Фото из архива семьи Курышовых.