Чугунный «крышкоснос»

Почему канализационные люки остаются открытыми и как с этим бороться?

Это случается из года в год: в колодцы, оставшиеся без крышек, кто-то регулярно падает: то дети, то взрослые, то даже лошади. Но по-настоящему эффективного решения проблемы так и не находят. Возможно, его попросту нет. По крайней мере, так ситуация выглядит сейчас.

Последний случай с падением произошел в конце октября. В Калуге на улице Чижевского в канализационном плену оказался 10-летний мальчишка, который не заметил опасность в нескошенной траве. Упав на дно колодца, ребенок несколько часов не мог выбраться наружу. Когда ему это все-таки удалось, пришел домой и рассказал все маме, которая уже искала сына, вовремя не вернувшегося из школы.

Травм мальчишка, к счастью, не получил, но из-за случившегося проводится доследственная проверка. Как уточнили в городской прокуратуре, «в адрес руководства ГП «Калугаоблводоканал» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения были незамедлительно устранены, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности». Однако на предприятии своей вины в этом конкретном случае до конца не признают, хотя оставшийся без крышки колодец действительно находится на балансе ГП «Калугаоблводоканал».

— Наши бригады регулярно, по меньшей мере, раз в месяц, обходят все колодцы, проверяя наличие крышек на них. Буквально за несколько дней до произошедшего на улице Чижевского люк был закрыт, — уверяет заместитель генерального директора ГП «Калугаоблводоканал» Антон Коськов. — Мы предполагаем, что колодец открыли работники управляющей компании, устраняя засор на своих сетях.

Да-да, вот такой парадокс: сети принадлежат УК, а колодец на них – нам. На предприятии уже привыкли, что по любому открытому люку костерят именно водоканальщиков. Но обида в словах Коськова явно звучала.

— На территории Калуги на нашем балансе находится около 65% колодцев, являющихся частью системы водоснабжения или водоотведения. Но ведь есть и другие, принадлежащие теплосетям, связистам, промышленным предприятиям, тем же УК. Но каждый раз проблема с люками почему-то сразу адресуется водоканалу, — сетует Антон Коськов. — Если говорить конкретно об упавшем мальчике, то у меня встречный вопрос: а что он там делал? Ведь колодец, оказавшийся открытым (кстати, крышка лежала рядом, что еще раз может свидетельствовать о забывчивости работников УК), находился в стороне от пешеходных зон, от детской площадки – в кустах. Почему не винят родителей, которые не объяснили своему ребенку, где безопасно гулять?

После этого Антон Коськов как-то устало вздыхает и уже менее эмоционально говорит, что открытые канализационные люки над смотровыми колодцами – давняя головная боль предприятия, причина которой – в кражах чугунных крышек.

Воруют чуть ли не ежедневно, а управы найти не удается, хотя предпринимаются разные усилия. Калугаоблводоканал пытается менять материал для отлива крышек, используя пластик и бетон, которые неинтересны скупщикам вторчермета и, следовательно, не искушают воров. Но такие крышки не так надежны и прочны, как чугунные, поэтому ставят их там, где не ездят машины и не ходят люди.

Сейчас пластиковыми и бетонными крышками прикрыта примерно четверть всех колодцев водоканала.

— Мы ставим тавро с надписью «Калугаоблводоканал», чтобы в пунктах приема металлолома видели, что крышка явно украдена. Но некоторые умудряются колоть чугунные диски и все равно сдавать, — говорит Антон Коськов. — А ставить тавро дорого, так что для предприятия затея на поверку оказывается нерентабельной, поэтому меченых крышек сейчас лишь около пяти процентов от общего числа.

По убеждению руководства предприятия, пока будет продолжаться этот чугунный «крышкоснос» в пункты приема металлолома, проблему не решить. Сами коммунальщики инициировать рейды с проверкой приемщиков вторчермета не могут, необходимо работать в тесной спайке с полицией и городской управой. И устраивать подобные обходы регулярно, чтобы в пунктах приема не расслаблялись и давали от ворот поворот каждый раз всякому, кто принесет сдавать канализационный люк. А пока смотрите под ноги, калужане.

Наталья ТИМАШОВА.