Ирина Мазуркевич – неравный брак

Евгения Миленушкина о, пожалуй, самой «воздушной» актрисе советского кинематографа.

Миниатюрная, нежная, как пушинка, молодая актриса Ирина Мазуркевич стремительно ворвалась на советский экран и сразу завоевала сердца зрителей. Достаточно вспомнить фильм Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», где дочь провинциального комедианта (Евгений Леонов) тонюсеньким голоском выводила романс про «очаровательных франтов минувших лет».

В пятнадцать лет, после восьмого класса, уехала она из глухого белорусского Мозыря в компании одноклассниц «поступать на актрису». В Горьковском театральном училище Иру заприметили сразу, но не только педагоги. Случай подарил ей необыкновенный шанс попасть на глаза ассистенту мосфильмовского режиссера Виктора Титова, который присматривал подходящий типаж для фильма «Чудо с косичками».

Так шестнадцатилетняя первокурсница не самого престижного училища появилась на экране в роли знаменитой гимнастки Тани Малышевой. Как пригодилось ей здесь школьное увлечение этим видом спорта! Фильм вышел на экраны страны, и фото главной героини появились в журналах, попав на глаза Александру Митте, задумавшему «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Что тогда могла понимать юная актриса, что сниматься ей довелось в паре со знаменитым уже на весь Союз Владимиром Высоцким! Для нее он был и не звездой, и не талантом, и не любимцем миллионов, а просто партнером.

Абсолютно безразлично ей было и то, что из целого ряда актрис-претенденток на роль Натальи Ртищевой кумир Таганки выбрал именно ее. Не трогало даже особое его к ней внимание и то, какими горящими глазами смотрит на нее великий бард, ласково называя «маленьким белобрысым дурачком».

Продолжения романа не случилось — Ирина была еще очень молода и делала в профессии только первые шаги. Но успешные. В 1977 году на выпускной спектакль в училище пожаловал сам главный режиссер театра имени Ленсовета Игорь Владимиров и в постановке «Много шума из ничего» выделил юную Мазуркевич. Сразу последовало приглашение в Питер. Но на сцене знаменитого на всю страну театра ей долго пришлось довольствоваться только массовками. Правда, они ее вовсе не огорчали, ведь она могла ежедневно наблюдать из зала за каждым выходом на сцену Алисы Фрейндлих, что стало высочайшей школой мастерства.

Но не одна Алиса Бруновна была для нее образцом. В музыкальной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» она имела счастье наблюдать за работой таких светил кино, как Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Андрей Миронов, Зиновий Гердт. И все же один спектакль стоит здесь упомянуть – «Малыш и Карлсон», где она впервые на сцене играла с будущим мужем, любимцем питерского зрителя Анатолием Равиковичем. Вначале просто восхищалась его талантом, его галантностью и юмором. Но потом просто снесло голову, да и он не заметил, как влюбился. А ведь оба были несвободны: Ирина в Питер приехала с мужем, однокурсником по училищу, а у мэтра сцены были жена и дочь. Препятствием мог бы стать и возраст: Анатолию — сорок, Ирине — девятнадцать.

В одном из интервью Равикович признался, что именно это, а не долг перед семьей держало его какое-то время в узде: «Я понимал, что смешон. Что она нашла в немолодом и небогатом еврее?» А вот признание Ирины: «Никто из мужчин-артистов так меня не поразил. Его талант, ум вкупе с мужской харизмой сразили меня наповал!». Полтора года они мучили друг друга, тихо встречались, опасаясь злых языков. Ссорились, мирились, Анатолий никак не мог найти в себе силы и сказать жене, что уходит. Наконец, все закончилось загсом и тихой свадьбой в квартире Фрейндлих – своего жилья у молодоженов не было.

Кстати, такое совпадение: в день свадьбы вся страна скорбела по Владимиру Высоцкому. Но Мазуркевич, конечно, было не до него. Начало совместной жизни было довольно печальным: никаких свадебных путешествий к заморским морям, никаких ужинов при свечах. Начало девяностых обрушило надежды многих, артистов в том числе. Театры закрывались, киностудии простаивали. На свет появилась Настя, и пожилой супруг, обожаемый всей страной Хоботов из «Покровских ворот», неожиданно впал в отчаяние, зато Ирина сразу отдала самой себе приказ — спасать семью!

Села за руль и стала «таксистом». Когда первый раз подсчитала в конце дня выручку и сравнила ее с театральным скромным заработком, поняла, что силы у нее есть! Есть масса примеров неравных театральных браков, которых редко венчала настоящая любовь – все чаще этот союз вершился из карьерных соображений. В нашем случае все было скреплено истинным чувством. Оба продолжали играть на сцене, сниматься в кино, имели успех.

Один фильм с участием Мазуркевич хочется здесь вспомнить – она сыграла роль Кати Орловой, жены алкоголика Тузова в картине Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо». Фильм стал культовым в период безвременья и кризиса в общественно-политической жизни страны. Здесь Мазуркевич уже не та большеглазая девчурочка, которая сводила с ума мужчин, и режиссеров в том числе. За спиной ее героини – годы, нелегкие, да еще и муж совсем не орел. И вот в их город приезжает крупный бизнесмен, ее первая любовь Костя Смирнов (Александр Збруев). Хорош собой, немыслимо богат, но главное – все так же любит Катю. Нужно делать выбор, но у большинства наших женщин побеждает не трезвый расчет, а извечная русская жалость. Она понимает, что без нее бедолага-супруг просто погибнет, и остается в своей обшарпанной квартире с никудышным мужем и со своей нелепой жизнью.

 У Ирины — пример совсем другой истории. Тридцать три года счастливого брака. Нечасто женщины слышат от своих мужей ежедневные признания в любви, а Равикович это делал, потому что ее боготворил. В 2012 году семейное счастье кончилось. Сердечный приступ и последнее свидание с женой в больничной палате, где Анатолий взял с нее слово снова стать счастливой! Вначале была клиническая смерть, после чего он еще встал на ноги и даже вернулся в театр. Но ненадолго. Смерть его уже караулила.

Теперь Ирина к этому была готова. Выходит, что кончина была до этого уже как бы им «отрепетирована». Слово, данное мужу, она сдержала. Через семь лет, отметив свое шестидесятилетие, Мазуркевич в соцсетях (!) нашла мужа. Как и у ее героини из фильма Астрахана, он крупный бизнесмен. Но в отличие от «киношной» Кати Владимиру Файнштейну она сказала да.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото m.kino-teatr.ru, 1001material.ru, b1.filmpro.ru.