Судьба и призраки усадьбы в Павлищеве

Провинциальная эклектика умирает, уверена прогулявшаяся по Степаново-Павлищевому имению Катерина Прокофьева.

Роскошь тут была. Это до сих пор видно невооруженным глазом. Эклектика погоняет эклектику в Степаново-Павлищевом имении. Здесь и прогуляла один безопасный самоизоляционный день корреспондент «Знамени». Везде пишут, что это уникальное здание, которое чудом сохранилось. Пишут правду. Здание уникально, потому что аналогов в Калужской области ему нет. А еще потому, что его история до сих пор не закончена. Почему так, «Знамени» рассказал начальник управления по охране объектов культурного наследия Калужской области Евгений Чудаков.

Легенды опережают бытие

Копия итальянской виллы появилась на берегу реки Течи в 19-м веке. Потому что брат-художник Ярошенко жил в Италии.

«Главный дом усадьбы Ярошенко был построен в 1880 — 1890-е годы 19-го века. По сути, это копия виллы его брата, которая была у семьи в Италии. Поэтому она уникальная. Есть другие замечательные памятники архитектуры и самого стиля, но аналогов нет. Уникальность составляют главный дом усадьбы, усадебный парк и сама территория. Потому что некоторые дворовые постройки являются стандартными и типовыми для той эпохи»,

— рассказал начальник управления по охране объектов культурного наследия Калужской области Евгений Чудаков.

Двое местных пацанов устроили экскурсию по главному зданию. Они показали, как пролезть на балкон, а куда наступать не стоит.

«А вечером тут призраки будут. Хотите увидеть? А хотите, мы вам тут все покажем — и кинотеатр, и постройки»,

— продолжали гостеприимные сельские подростки.

Они, конечно, рассказали, что в здании страшно, что белые силуэты ходят и заглядывают в окна, особенно ночью. А еще, что здесь «живет» маленькая девочка и что слышны стуки, стоны, и невидимые обитатели «замка» дышат громко рядом и пугают. Старые здания созданы, чтобы в них жили легенды. Но сколько усадьбы пережили сами?

Мальчишки рассказали, что сюда приезжали даже «охотники за привидениями». Нашли дух в «синем» доме. Сами же рассказывали, что ночью деревенские подростки здесь часто бывают и сами видели духов. Говорят, что тут можно увидеть дух женщины, хозяйки. Она тяжело вздыхает, когда в доме посторонние, стучит по крыше, роняет камни. Птицы ночью просыпаются и начинают волноваться.

Несколько лет назад здесь произошла трагедия. Нашли тело молодой девушки. Местные говорят, что ее дух замечают там до сих пор. Мальчишки рассказывали это смело и гордо. От одной истории быстро переходили к другой. Не про каждое место можно столько всего выдать. Пришлось отказаться от заманчивой экскурсии, потому перед поездкой я уже прочитала об усадьбе в Павлищеве предостаточно. Слушала легенды об этом имении еще от бабушки и мамы. Это их «маленькая Родинка». Да и историческая ценность уже ветхого здания куда интереснее легенд. Вековые камни, которые до сих пор стоят на своих местах, могут рассказать куда больше призраков.

«Ночью в подвале много духов. Там темно очень, надо будет с фонарем идти или на телефоне включать. Оставайтесь, вы их увидите. Вы еще так говорите: «Пожалуй, откажусь», — будто сами из этих, кто тут жил»,

— сказали пацаны.

Историческая судьба

Когда-то имение было уникальным, как и многие древние величавые усадьбы, отражением своей эпохи и хозяйских нравов и вкусов. Сейчас стиль ее называют «маленькой Италией», «графскими развалинами». Но на черно-белых фото видно, что здесь в лучших калужских традициях собрали все лучшее и сразу.

Скульптуры, архитектура, пейзаж, расположение — все говорит о буйной фантазии хозяев и недюжинной жизненной энергии. История никого не щадит. Судьба усадьбы была незавидная. Особенно после революции. Тогда имение было национализировано. Как следствие, картины, мебель, вся богатая утварь переданы в калужские музеи. Это произошло еще в далеком 1919 году. После того как власть поменялась, имение использовали под различные санатории, лечебные заведения. Обстановка располагает. Поэтому старая планировка помещений не сохранилась. Из усадьбы делали пионерский лагерь, противотуберкулезный санаторий, а позже лечебно-трудовой профилакторий. Она пережила пожар. Как удалось сейчас выяснить, главное здание получило надежду на восстановление.

Ожидание и реальность

Про судьбу этой усадьбы написано немало. С точки зрения архитектуры — это царство эклектики. Синтез удивительный: время, форма жизни и закат эпохи. Это все нашло отражение в архитектуре.

Спроектировал ее инженер и первый хозяин Василий Александрович Ярошенко. Главный дом усадьбы имел множество веранд, лестниц, балконов, террас. Они выходили на южную сторону, где открывался потрясающий вид на реку.

Однако стоит ли ехать в Юхновский район, чтобы увидеть руины своими глазами? Однозначно да. Восхищение и сочувствие от увиденного будет обеспечено. Чувства не смешанные, а тонко и точно дополняют друг друга. Всегда в таких местах заметно время, и его хочется остановить, чтобы вернуть былую красоту, роскошь и уникальность.

В беседе начальник управления по охране объектов культурного наследия Калужской области рассказал, что история этой знаменитой усадьбы может получить достойное продолжение.

«Калужская область стала одной из первых, кто за счет своих ресурсов, и финансовых в том числе, решилась на разработку проекта реставрации этой усадьбы в стадии «Эскизный проект». Это делается, чтобы принять участие в федеральном проекте «Возрождение исторических усадеб». В нем несколько составляющих. Одна из них — региональная. Когда регион сам разрабатывает проект и в дальнейшем. Усадьбы, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, предлагают инвестору восстановить. Провести за свой счет реставрацию усадебных построек. Причем счет за реставрацию усадьбы Ярошенко, по предварительным подсчетам, составляет более 300 млн рублей. Такие средства в ближайшее время регион не в состоянии направить на эту усадьбу»,

 — рассказал наш собеседник Евгений Чудаков.

Предполагается, что имение передадут инвестору на публичных открытых конкурсных процедурах. Помимо этого, регион получит средства из федерального бюджета на разработку инвестиционных паспортов других усадеб области — это вторая составляющая федерального проекта. В частности, в него пытаются сейчас включить усадьбы Панское в Малоярославецком районе и Сорокиных в Мосальском.

Екатерина ПРОКОФЬЕВА.

Фото автора, из открытых источников.