Гримасы каршеринга

1 апреля 2020 г. 08:50

Что делать, если инспектор просит показать телефон?

Каршеринг — это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией. Обычно его используют для коротких поездок в больших городах вроде Москвы и Питера. Но ничто не стоит на месте, и такие машины уже можно встретить в Калуге. Законодательно этот момент еще не очень хорошо проработан, и мы начинаем пожинать эти плоды.

А именно, пользователи сервисов каршеринга стали чаще возмущаться требованиями сотрудников ГИБДД показывать запущенное на телефоне приложение с арендой авто. Так инспекторы узнают, действительно ли водитель едет под своим аккаунтом. Они руководствуются следующим: серые учетные записи покупают лишенные прав водители, кроме того, люди даже с действующими правами могут купить левый аккаунт, чтобы нарушать под камерами и оставаться безнаказанными.

К тому же часто пользователи сервиса решают передать управление своим друзьям или родственникам, которые находятся в автомобиле, или научить водить машину своих спутников. А это запрещено правилами всех каршеринговых компаний. Часто у водителей таких ярко забрендированных транспортных средств инспекторы даже не требуют показать документы на арендованные автомобили. Просят только права и телефон — если данные совпадают, то водителей отпускают.

У некоторых автомобилистов такая процедура вызывает вопросы. Так, в ПДД ничего не сказано об обязанности водителей показать смартфон и запущенное приложение по аренде автомобилей. Водители начинают спорить с инспектором и доказывать свою правоту.

Также многих возмущает, что полицейские сообщают данные о передаче управления другому лицу в службу каршеринга, за что потом нарушители получают серьезные штрафы до 100 000 рублей, а в случае ДТП — еще больше.

Правозащитники и адвокаты также соглашаются с тем, что раз в ПДД таких норм не прописано, то и требование инспектора — обыкновенное самоуправство. Представители каршеринга, наоборот, хоть и признают, что процедуру нужно прописать в законодательстве, считают ее вполне правомерной уже сейчас.

Согласно закону «О полиции» сотруднику правоохранительных органов предоставлено право останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса ОСАГО, осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, и задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.

«Учитывая предоставленные государством полномочия, сотрудник Госавтоинспекции может провести проверку легитимности права использования водителем транспортного средства краткосрочной аренды — каршеринга, — уточнили в МВД России. — При этом добровольное предъявление аккаунта мобильного приложения с подлинными данными водителя может существенно сократить время проведения процедуры».

Однако с юридической точки зрения — это самоуправство. Инспектор может проверять грузы, страховку, при необходимости в присутствии понятых проводить досмотр и составлять протокол. Но телефон водители показывать не обязаны.

В текущей ситуации при отказе водителя предъявить телефон никто не сможет его привлечь по ст. 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», поскольку это право нигде не прописано.

Любое нарушение, которое числится за водителем, можно проверить только по его правам.

Другие же вопросы, в том числе по передаче управления другим лицам, лежат в поле ответственности сервисов каршеринга. Но ситуация сегодня выглядит так: либо показываешь телефон, зная, что это в целом незаконно, либо стоишь и ждешь, пока тебя будут проверять. Каждый здесь решает сам, как ему поступить. Вместе с тем непонятно, по какой причине за сотрудников каршеринговых компаний делают всю работу инспекторы ГИБДД, ведь обязанности проверять аккаунты на них не возложены. Ведь если за рулем нарушитель, например, пьяный водитель, человек без водительского удостоверения, то инспектор ГИБДД и так имеет полное право отстранить его от управления транспортным средством и оштрафовать. Об инциденте неизбежно узнает и страховая компания.

И что в этом случае делать с коррупцией? Если за передачу управления другим водителям каршеринговые компании штрафуют на огромные суммы, инспектор может предложить договориться за куда меньшие деньги и просто отпустить водителя.

Роман БУРМАКИН.

Фото autotehnic.ru.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *