Есть ли управа на УК?

Аутсайдеры среди управляющих компаний региона не меняются уже второй год.

Государственная жилищная инспекция Калужской области на своем сайте обнародовала новый рейтинг УК. Это уже третий по счету сводный перечень УК региона, где им выставляются баллы за работу. «Плохиши» в рейтинге, говорят в ГЖИ, не меняются. Так почему таким управляющим организациям, не стремящимся меняться, все равно дают работать?

По данным на 11 февраля, в Калужской области специальной комиссией выдано 187 действующих лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Шестьдесят шесть УК лишились необходимого документа, причем 33 — за минувший год, сообщил журналистам начальник Государственной жилищной инспекции Калужской области Алексей Дулишкович.

Большинство решений об аннулировании или прекращении действия лицензий произошло из-за банкротства управляющих компаний. Непосредственно в Калуге, где самая большая среди муниципалитетов численность УК, в 2019 году список лицензированных компаний сократился только на шесть, причем четыре из них были признаны финансово несостоятельными. Работу оставшихся на плаву компаний и оценивали, составляя рейтинг.

Для объективности в Калуге УК ранжировали по площади многоквартирных домов, которые обслуживает организация. Получилось три группы: маленькие УК (общая площадь домов, которые находятся у них в управлении, не достигает 100 000 кв. метров), средние (площадь от 100 до 250 кв. м) и крупные (свыше 250). В зависимости от количества поданных жителями жалоб, выписанных ГЖИ предписаний и протоколов, составленных за неисполнение этих предписаний, наличия задолженности перед ресурсоснабжающими организациями управляющим компаниям начислялись баллы. И чем больше было претензий к работе УК, тем выше оказывался балл. Тем, к кому замечаний практически не было, баллов не начисляли.

В итоге оказалось, что больше всего претензий у жилинспеции и жителей областного центра оказалось к работе мелких УК, а их в Калуге больше всего — 38 организаций. Но по нулям (в хорошем смысле) сработали в минувшем году только десять из них.

Антилидерами стали ООО «Стройсистема» (66,6 балла), ООО «Калужский дом» (39,6 балла) и ООО «43» (28 баллов).

Интересно, что у крупных УК, обслуживающих большее количество домов и, соответственно, больше рискующих нахватать баллов из-за возможных жалоб жителей, наихудший показатель — 13,3. То есть в пять раз меньше, чем у лидера антирейтинга среди мелких УК!

 — Рейтинг управляющих компаний, который мы составляем и обновляем последние полтора года, серьезно задевает УК, — говорит начальник ГЖИ Калужской области Алексей Дулишкович. — Между организациями уже появилось какое-то соревнование, они готовы бороться за место в рейтинге.

Что неудивительно. По словам руководителя жилинспекции, калужане активно пользуются результатами рейтинга, делая свой выбор в пользу той или иной управляющей компании, не соглашаются на предложения УК прийти к ним в дом, если она занимает, допустим, 25-е место в списке конкурентов. Но Алексей Дулишкович тут же признается, что уже в трех составленных рейтингах первая и последняя пятерка компаний остаются неизменными. И если с теми, кто хорошо работает, все понятно, то с «плохишами» возникают вопросы.

Один из них и был задан начальнику ГЖИ: как использует итоги рейтинга власть? Если управляющая компания постоянно недорабатывает, почему не применяется к ней административный ресурс?

 — Рынок предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами свободный, власть не может оказывать воздействие на него, — ответил Алексей Дулишкович. — Единственно, кто может влиять на ситуацию, — сами жители и то, как они готовы взаимодействовать с управляющей компанией. Именно взаимодействовать, ведь УК и общее собрание собственников — два хозяйствующих субъекта, из которых первый соблюдает порученные вторым требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а второй — контролирует.

Вроде бы все правильно, в рамках действующего Жилищного кодекса и того же антимонопольного законодательства. Вот только грамотно общаться с коммунальщиками в вопросах управления домом по-прежнему могут далеко не все калужане, о чем свидетельствуют лишь единичные примеры сотрудничества жильцов многоэтажек со своими УК. «Голосовать ногами», то есть уходить от недобросовестных компаний, просто лишь в теории, а на практике надо много каких действий осуществить и бумажек собрать.

Ввязываться в эту волокиту горожане не стремятся. В небольших населенных пунктах выбора и вовсе может не быть. Власть же, не вмешиваясь во взаимоотношения жителей и УК, по сути, отстраненно наблюдает, кто кого перехитрит. И пока в счете ведут коммунальщики, даже несмотря на работу жилинспекции, у которой есть полномочия держать в узде решивших понаглеть УК.

Вспомнить хотя бы неизменную пятерку аутсайдеров калужского рейтинга управляющих компаний, о которой упоминал Алексей Дулишкович. То есть качество работы они не улучшают, но продолжают обслуживать жилфонд. Вот и получается, что социальная стабильность и комфорт жителей — вроде как забота органов власти. Но деятельность управляющих компаний, от эффективности которой во многом зависят эти самые стабильность и комфорт, жестко контролировать вправе только сами жители.

Рейтинг — это, конечно, хорошо, тем более он и вправду помогает калужанам лишний раз не напороться на общедомовые неприятности. Но, может, тогда уже пойти дальше и, прописав это в региональном законодательстве, аннулировать лицензии тем УК, кто стойко держится в хвосте рейтинга?..

В конце концов, зачем нам две сотни организаций, если нормально работает только половина?

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА.