Формулы любви

Амфетамины, математический расчет или все же «высоких чувств парение»?

Когда проходит пыл влюбленности, нередко наступает разочарование. Задаешь себе вопрос: «Что я в нем нашла?» И не находишь ответа. А действительно – что?..

О любви сложены тысячи поэтических произведений, написаны сотни книг, но природа ее до сих пор изучена недостаточно. По одной из версий, сильная привязанность суть явление химическое.

Непреодолимая тяга одного человека к другому возникает в результате выделения организмом амфетаминов. Она сродни наркотическому опьянению и проявляется внешне точно так же. Параллельно мозг начинает вырабатывать и другой «любовный» гормон — окситоцин.

Как и в случае c наркотиком, со временем к этим двум веществам наш организм привыкает, и амфетаминов становится меньше, но появляются эндорфины — гормоны спокойствия. Кому-то они заменяют прежние стимуляторы: так вместо влюбленности наступает привыкание друг к другу.

Были и есть попытки свести вероятность встретить свою любовь к математическим расчетам. Задаем параметры своих «хотелок» в формулу, умножаем — и получаем количество подходящих партнеров на единицу «площади», к примеру, в родном городе.

Психологи все-таки склонны сводить любовный зуд не к химии, а нематериальной составляющей. Выбираемый партнер — это «исправленный родитель». Мы помним и любим его, знаем, умеем с ним общаться, но в каждом человеке сидит обиженный ребенок, который хотел бы, чтобы папа или мама восполнили какой-то свой пробел. Отец был бы более дружелюбным или перестал пить, мать менее педантична, более заботлива.

Влюбляясь, мы, таким образом, лечим детские раны. Еще одна версия любви утверждает, что люди выбирают себе половинок по принципу противоположности. Если нам не хватает живости, то ищем того, кто более активен, эмоционален. Тревожный «дополняет себя» более спокойным, грубый — ласковым. Люди — как пазлы: там, где у одного «впуклость», у другого выпуклость.

Однако история многих и многих брачных союзов показывает, что чаще создают пару и дольше живут вместе не противоположности, а похожие друг на друга люди. Сходятся между собой темпераменты, но при этом отличаются степенью «горячности» или «холодности». Также два открытых типа, экстраверты, лучше поймут и примут друг друга, чем экстраверт и интроверт. Закрытые интроверты не бу дут страдать от молчаливости и индивидуализма друг друга. По некоторым наблюдениям, ревнивые мужчины и женщины между собой ладят лучше (хотя и чаще скандалят), чем неревнивые.

Если принимать во внимание именно эти открытые умными людьми законы взаимодействия, то можно влюбиться в того, кто тебе подходит, и прожить с ним долгую и счастливую жизнь. Но парадокс в том, что в реальности процесс влюбленности опережает мыслительный. Эндорфины или что-то там еще мешают разглядеть в объекте страсти, интроверт он или иной тип, ревнивый ли, флегматик или все-таки меланхолик. Познание своего избранника происходит постепенно, и очень часто в его процессе выясняется, что «полюбила парня, да не угадала». И как с этим жить?

После такого открытия всего два пути — третьего не дано. Либо порвать отношения и отправиться на поиски нового принца или принцессы, либо признать за «половинкой» право быть непохожей на вашу мечту. При этом не переделывать и не обтесывать, подгоняя под свой шаблон.

Большинство счастливых семей, если их потормошить и покопаться в душах, признаются, что держатся не на большой и чистой любви, а на терпении к недостаткам своих избранников. Отбрасывают минусы и суммируют плюсы своего ненаглядного. Такая вот формула.

Елена ГУСЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.