Улыбка уходящей натуры

Тимур Шаов дал концерт в областном центре.

Переаншлаговый зал Дома музыки смеялся весь концерт. Сеанс терапии трезвым оптимизмом дал в Калуге Тимур Шаов, врач, автор и исполнитель песен. Интеллигент в третьем поколении пел «про друзей, и честь, и верность — ну, про все это отстойное старье».

Тимур Шаов родился в разгар беби-бума, в 1964 году, в Черкесске. Его мать возглавляла Научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, дед был этнографом, одним из создателей ногайской письменности, автором первых ногайских букварей и грамматик. Деверь Шаова — космонавт Джанибеков, герой, ученый и реальный супермен в благородном смысле этого слова. Старший брат поэта — заслуженный врач России. Тимур Шаов женат, пишет песни о «родной, любимой» половинке, подарившей ему сына и двух дочерей.

После окончания Ставропольского медицинского института Тимура Шаова направили по распределению на родину, в Карачаево-Черкесию, станицу Зеленчукскую. Поэт пошутил на концерте: «Раньше земский врач ездил к больным по бездорожью на плохих лошадях, а теперь — на плохих машинах». Врач работал в провинции двенадцать лет, знает жизнь не понаслышке. Под аккомпанемент мандолины Михаила Маховича и гитары Николая Григорьева Тимур Шаов лечил, острым ланцетом сатиры вскрывая социальные язвы.

Минимальными выразительными средствами трое исполнителей сумели достичь максимального художественного эффекта. Некогда банальный, а теперь редкостный уровень эрудиции, начитанность кодовыми книгами поколения сформировали лексикон автора. Музыкальные приемы также изысканны — непростая фразировка, сложные смены ритма, мелодизм делают песни завершенными. Это, конечно, произведения совсем не уровня КСП, но экстравертнее и оптимистичнее, чем ироничные и горькие заметы самоанализа Бориса Щербакова.

По недоразумению творчество обоих этих авторов, чохом с тюремными стансами множества востребованных авторов, теперь называют шансоном, но их творческие цели противоположны. В 2010 году поэт был удостоен премии «Золотой теленок» «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты». Тимур Шаов точно комментировал песни под сочувственный смех аудитории. Представляя новый альбом «Тайное знание Гидрометцентра» автор привел ужасающие факты — в прошлом декабре солнце сияло над Москвой шесть минут, а в этом — шесть часов! По гипотезе Тимура Султановича, люди, выдыхая злобу, омрачают атмосферу. «Опаснее глобальное потупление, чем потепление.

Включаю дискуссионную передачу на одном телеканале, и у меня окна сразу потеют. И переключаю на фильм о гиенах — все-таки добрее, гуманнее их нравы». «Буддистскую песню про телевизор» Тимур Шаов договорился записать по куплету «на троих» с Шевчуком и Макаревичем, да трудно увидеться всем вместе. «Встретишь телевизор — убей телевизор!» Не позволяйте заблуждениям других людей проникать в ваш разум!» «Очень вредная песня» рассказала о диетомании, внедряемой в массы. Перечисляя деликатесы, Тимур Султанович довел публику до изнеможения, как в рассказе Чехова «Сирена».

Песню «Категорический императив» автор предварил рассказом о том, как проходила общероссийская кампания по переименованию аэропорта в Калининграде. «Гражданам предложили выбрать между маршалом Василевским, императрицей Елизаветой и философом Иммануилом Кантом, жившим и преподававшим всю жизнь в этом городе. Сюрреализм! Кто, по какому принципу объединил этих людей? Тридцать процентов калининградцев все-таки проголосовали за Канта!».

Романс «Куда уходят деньги» про «таинственных бенефициаров» и «учителей, врачей, согбенных членов-корреспондентов», весь «доход» которых съедают пропитание да коммуналка, встретил горячий отклик. Каждое слово сатирика било не в бровь, а в глаз. Причем его новые сочинения острее и интереснее старых хитов, ведь поэт берет сюжеты из жизни, а она течет и изменяется. «Я много езжу по стране и расспрашиваю людей о жизни, зарплатах, ценах. Каждый год бываю на родине и возвращаюсь больной. Водитель, который возил меня на вызовы к больным в течение двенадцати лет, сегодня получает зарплату одиннадцать тысяч, а цены — московские!»

В антракте автор поделился с нами, что сейчас читает авторов, которых «в юности считал занудными

 — Толстого, Бунина.

 — К тому, что любили в юности, возвращаетесь?

— Недавно перечел «Трудно быть богом», «Хищные вещи века» Стругацких.

— А современных писателей?

— Люблю Пелевина.

— Вы с ним не знакомы?

 — Его никто не видел! Только Дмитрий Быков рассказал мне, что встречался с ним однажды».

…После антракта перед исполнителем выросла стопка записок с заказами песен. Несколько слушателей попросили спеть «Дельтаплан», и автор рассказал историю написания гимна дельтапланеристов России.

 — В Карачаево-Черкесии тренировалась российская сборная дельтапланеристов, и я часто встречался с ними в приемном покое больницы, оказывал помощь после травм. Как-то они пригласили меня в свой лагерь в Архызе. Пели у костра, а потом хозяева начали перешептываться, поглядывая на меня…

— …Съесть хотели, — голос из зала напомнил старую туристическую шутку. Под общий смех автор продолжил:

— Спортсмены решили поблагодарить меня за песни и медицинскую помощь, покатав на дельтаплане. Я сказал спасибо и пообещал написать песню за то, что катать они меня не станут…

…По определению философа Лосева, «интеллигент тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигентность есть в первую очередь естественное чувство жизненных несовершенств и инстинктивное к ним отвращение». У Тимура Шаова этот спасительный инстинкт развит в должной степени. Спасибо за родное, но забытое!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.