Ребёнок до старости лет

Авторитаризм в воспитании оказывает почти такое же действие, как и чрезмерная опека.

Вроде взрослый человек, а ведет себя как ребенок. Психологический инфантилизм все больше охватывает массы. Что делать, чтобы «дитя» все-таки выросло и начало жить собственной жизнью?

Что это за психотип такой — инфантил? Ведут себя как дети: плаксивы, эмоциональны, обвиняют окружающих и события в своих неудачах. К примеру, у них всегда виноват начальник, который не ценит, родители — в том, что не научили, не помогли. Малыши врут, чтобы избежать последствий, инфантилы-взрослые тоже изворачиваются, запираются, путаются во лжи. Могут ляпнуть невпопад, походя обидев человека, потому что не задумываются о последствиях своих слов. Где-то в душе у них сидит убеждение, что другие им должны: заботиться, ценить, кормить-поить, несмотря ни на какие их действия.

В отличие от не выросших взрослых выросшие просчитывают последствия и своих слов, и поступков. Они берут ответственность за сделанное на себя. Очень важный признак сформировавшейся личности — умение ставить долгосрочные цели и добиваться их. Инфантилы не умеют планировать и думать на много шагов вперед. Первая же неудача способна выбить их из колеи и заставить отказаться от своей цели. Навыки анализа и психоанализа у них отсутствуют.

Чтобы понять, как воспитывать самостоятельную личность, нужно разобраться в причинах появления инфантилов, которых в народе нарекли маменькиными сынками или дочками. Если ребенка постоянно во всем опекать и осуществлять его желания (которых на самом деле может не быть), то со временем он привыкнет к тому, что за него все решают и делают. Доходит ведь до того, что даже друзей за ребенка выбирают родители. Во взрослой жизни у такого чада, вероятнее всего, возникнут проблемы с коммуникацией.

Авторитаризм в воспитании оказывает почти такое же действие, как и чрезмерная опека. Как ни странно, но полная свобода действий также может привести к тому, что человек не повзрослеет. В жизни «дети улицы» часто пополняют ряды сначала колоний, а затем тюрем. Все оттого, что ноша ответственности оказалась непосильной, и подросший ребенок, не привыкший к ограничениям, пытается скинуть ее.

Инфантилизм можно не сразу заметить. Вот, к примеру, симпатичный молодой человек не хочет жениться. Предлог вполне уважительный: не нашел еще ту единственную… А на самом деле в душе он боится взять на себя «взрослые» обязанности. Да и зачем ему жена, если можно встретиться с любовницей на ее территории? Заботиться о том, чтобы кормить семью, заводить дом, обустраивать его при таких отношениях не надо.

Инфантильные особы женского пола тоже все не решаются сделать серьезный шаг как в любви, так и в работе. Хотят-то они многого, но трусят. А тут и повод есть: «Я же слабая женщина — не мое это дело». Осознание своей слабости, несамостоятельности может прийти к человеку очень поздно — тогда, когда жизнь наполовину прожита. Чтобы этого не случилось, можно «протестировать» себя или своего предполагаемого спутника.

Если человек считает, что: ему еще недостаточно опыта для принятия самостоятельных решений, нередко с его стороны имеют место необдуманные поступки, людям часто не нравится, что он говорит, — это признаки незрелости психики. Отрицательные ответы на вопросы, есть ли у него серьезные цели в жизни и анализирует ли он свои поступки, свидетельствуют о том же. Можно ли изменить человека, по годам уже зрелого?

Вопреки известной пословице о том, что горбатого только могила исправит, шанс на качественные изменения есть. Для этого «всего-то» и нужно, что осознать свою слабость. Признав, что проблема существует, нужно начать работать над ее решением. Причем работа умственная должна обязательно перейти в деятельность. Как и любой труд, самосовершенствование должно приносить результаты, сначала мелкие, затем значимые.

Знание себя, своих желаний и стремлений, умение их исполнять, владеть и договариваться с самим собой, трудиться — это шаги к психологической зрелости.

Елена ГУСЕВА.

Фото avatars.mds.yandex.net.