А если неохота?

Как расшевелить ленивого ребенка и помочь ему развить волю?

«Ты ленишься» — частый упрек родителей своим детям. На самом деле нет «пожизненных» лентяев, а есть немотивированные дети.

А лень – всего лишь защитная реакция психики. Так она отвечает на просьбы и требования со стороны окружающих, смысл которых либо непонятен, либо не отвечает истинным стремлениям человека. Не случайно так называемый ленивый ребенок враз преображается, как только ему предлагают интересное дело. Пять минут назад он не в силах был совладать с собой, чтобы переодеть пижаму и застелить кровать. Как только мама сказала, что если он быстро соберется, то еще сможет успеть с папой съездить на каток – ленивец превратился в тушканчика и в мгновение ока переделал все свои нудные дела. Дети готовы горы свернуть, если будет ради чего. Поэтому важно понять свое дите. Родителям нужно узнать, что чувствует малыш, что у него на уме. Первое, что делаем, когда даем задание, — объясняем, зачем это надо. Если убрать игрушки перед сном, то для того, чтобы ночью никто об них не споткнулся. Если просим помочь помыть посуду, то говорим, что в этом случае мама успеет поиграть с малышом.

Неплохо было бы с воспитательной точки зрения, чтобы ребенок столкнулся с негативными последствиями своей лени и безответственности. Поленился сделать уроки – получил двойку – лишился карманных денег на неделю. Для одних детей похвала — лучший стимул к работе, для других больше подойдет обещание сводить в развлекательный центр. Кто-то рад помочь за игру и прочее. В общем, ищем ключик к каждому. С подростками сложнее. Не случайно взрослые, которые вроде бы научились понимать свое чадо и его стремления, встают в ступор, когда оно переступает порог 11 — 12 лет. Прежние инструменты не работают. Лень – индикатор разгара подросткового возраста. Делать уроки не хочется, заставить уже не заставишь, и успеваемость резко падает вниз.

Еще одно поле, где гуляет подростковая лень, – домашние обязанности. Вроде все как всегда – просишь, объясняешь, заручаешься согласием. Приходишь домой с работы: ничего ровным счетом не сделано. В ответ можно услышать разное: от «забыл» до «а зачем?» и «мне это не надо». Причины психологи видят в гормональной перестройке, которая приводит к вялости, рассеиванию интересов, переключению внимания на сексуальные желания. Кроме того, надо учитывать, что мы, взрослые, со своими проблемами и требованиями отходим на второй план. 

Главное – общение со сверстниками: их интересами, мнением он живет. Оттого, вероятно, он не успевает погладить, убраться, сходить на секцию. Для того чтобы договориться о встрече с друзьями в «ВКонтакте», у подростка уходит до часу времени. Ну да – есть телефон, но сейчас принято забивать стрелку в соцсетях. Что можно сделать? В этот период подросток будет ценить и интересоваться уроками нестандартного учителя, чьи личность и манера ему импонируют, который устраивает дискуссии и об суждения. Быть может, родителю попробовать стать таким для своего ребенка?.. Нужно помогать развивать волю и произвольность.

Подростку нужно научиться ставить перед собой цель и достигать ее. Для этого учите ребенка планировать. Сначала четко формулируем желание, записываем его в тетрадке, пишем план действий. Далее приходит черед действовать, а на бумаге пишем результаты – что удалось, а над чем еще работать. Вполне может статься, что первые попытки подростка быть волевым и целеустремленным закончатся крахом. И он вновь вернется к диванному положению. Однако не стоит его за это ругать и называть тряпкой. Мы ведь тоже не разом решили все свои проблемы. Лень, конечно, серьезный враг, но со временем и наш отпрыск научится преодолевать в себе этого «зверя».

Елена ГУСЕВА.

Фото kan-yu.com.ua, infosev-gymnasium8.edusev.ru.