Диспансеризация для галочки?

Наш корреспондент Елена Гусева, прочитав в поликлинике объявление о том, что взрослое население приглашают пройти диспансеризацию, бесплатно, без очереди, решила, что пора подумать о своем здоровье. О том, во что это вылилось – читайте ниже.

Практически без очереди попала в кабинет доврачебного обследования, где мне выдали анкету и стопку направлений на анализы. В анкете, которая, как я понимаю, дает врачу предварительную информацию, кроме вопросов об уже имеющихся болезнях, нужно было указать антропометрические данные: рост, вес, объем талии. Медсестра даже не удосужилась провести измерение, а спросила об этом меня. Как сейчас понимаю, я не нарочно несколько приврала, кое-где убавив себе сантиметры. А ведь они не зря указываются в анкете.

Помимо анализов, которые можно было пройти в поликлинике, и ЭКГ, я с сожалением узнала, что придется дополнительно посетить другие медучреждения, поскольку не все врачи у нас есть. С учетом загруженности на работе я посчитала, что проходить диспансеризацию буду два месяца. Но и в этот срок я уже не укладываюсь, потому как в кабинет флюорографии попала только со второго раза. Записаться к женскому врачу даже через интернет не могу уже третью неделю. А окулиста, боюсь, все-таки придется проходить платно: чтобы пройти по ОМС, нужно приходить рано утром, талонов очень мало.

Увы, первый опыт прохождения диспансеризации уже поубавил мой пыл. А впереди еще самая информативная, как я считала, часть обследования – анализы. Как нарочно, несколько знакомых и коллег поделились своими историями прохождения диспансеризации.

Несмотря на то что ситуации были разные, впечатления от нее удивительным образом у нас уже совпали и вылились в желание, я бы сказала, предостеречь читателей от излишнего оптимизма. Привожу рассказ моей коллеги по поводу недавно завершенной диспансеризации, которую она прошла на базе поликлиники на Северном:

— Наша поликлиника обслуживает огромный микрорайон со всеми пригородными деревнями: Канищево, Лихун, Петрово, Ильинка, Жерело, Марьино с полем многодетных семей. При этом удивила пустота в ней — и подвигла к тому, чтобы согласиться на предложенную в регистратуре диспансеризацию. Оказалось, кроме участкового фельдшера, двух врачей и медсестер, медработников практически нет.

Диспансеризация в моем случае — анкета со смешными вопросами (пробовали ли вы наркотики и не думаете ли иногда, что надо меньше употреблять наркотики), направление к гинекологу, флюорография, анализ крови из вены на холестерин и глюкозу, кровь из пальчика и анализ мочи (самый полный из этих трех). Гинеколог в поликлинике на КАДВИ меня лишь опросила. Сказала, что раз я полгода назад уже была на осмотре и даже УЗИ сделала, то сейчас меня смотреть незачем. В листке, который дала врач, было написано, что это листок онкообследования. Зачем мне такое онкообследование? Когда выписывали направления на анализы, я предупредила фельдшера, что у меня были проблемы с сердцем, предварительный диагноз — артериальная гипертензия. Она уточнила, делали ли ЭКГ. Услышала, что нет, и никаких направлений мне не выписала. Терапевт принимала пять минут. Назначила витаминки и отпустила с богом. Не дала ни рекомендаций, ни группу здоровья не назвала. Что за странная диспансеризация?..

Вроде бы все хорошо, но странные методы проведения «обследования» заставляют журналистку сомневаться в его результатах.

Как и в том, кому на самом деле она нужна – пациенту или врачу? Другому моему коллеге после того, как он прошел анализы по диспансеризации, вдруг начала звонить фельдшер из ФАПа с призывом побыстрее сделать флюорографию. Он ей ответил, что пройдет в январе, когда к ним в поселок Воскресенское приедет передвижной флюорограф. Но фельдшер продолжала настаивать сделать ее раньше, обещая даже оплатить(!) обследование. Такое впечатление, что медработникам очень нужно было, чтобы даже не пациент, а его «бумажка» побыстрее оказалась у них в папке.

Точно так же, как нужны были бумажки двух других пожилых калужанок, ради которых им без конца названивали из поликлиники. Сначала был звонок из регистратуры: сообщили, что пора пройти диспансеризацию. Узнав, что гражданки недавно из больницы, сказали, что можно не сдавать анализы, а сделать копии тех, что им делали в стационаре. Когда наконец-то женщины предоставили дубликаты, все, похоже, на этом для них диспансеризация закончилась. Больше пациентки поликлинику не интересовали, несмотря на то что в их медкартах значились очень серьезные болезни и последняя степень риска инсульта.

По информации, предоставленной нам областным минздравом, в прошлом году прошли диспансеризацию более 111 тысяч жителей области. Всем им присвоены группы здоровья. Наиболее здоровыми оказались около 23 тысяч человек (I группа), у 24 тысяч выявлены незначительные отклонения, в том числе предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям (II группа), с хроническими болезнями, требующими диспансерного наблюдения и высококвалифицированной помощи в области более 63 тысяч человек.

Данные, которые дает минздрав, говорят о том, что серьезно больных людей приходит много. Но, как правило, такие пациенты и без диспансеризации ходят к врачам и постоянно лечатся. Диспансеризация ставит в качестве одной из своих целей профилактику и выявление серьезных и опасных для жизни заболеваний на ранней стадии. Но вызывает большие сомнения, что такое обследование, которое в ходу в наших поликлиниках, способно что-либо обнаружить. Наши поликлиники, как нам пояснили, получают деньги за проведенную диспансеризацию за «законченный случай».

Не хочется думать, что мы интересуем врачей только как источник их дополнительных доходов и стимулирующих выплат. А вот зачем нам, пациентам, она нужна – непонятно.

Елена ГУСЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.