Король музыки

«Латынь в латунь органную откликнулась, а хоровые клиросы – в кириллицу», — писал Андрей Вознесенский. Король музыки стал для России экзотикой. Поэтому просветители из Гнесинки придумали праздник – День органа. В этом году он прошел в России впервые. Дом музыки предложил калужанам искусно составленную и исполненную Викторией Тантлевской программу.

Этот клавишный духовой музыкальный инструмент зачастую громада. Но есть и его миниатюрные разновидности, в том числе электронная, имитирующая звук органа. Такой инструмент и установлен в Доме музыки Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его родоначальник — вавилонская волынка, на которой бородатые пращуры музицировали с XIX века до новой эры. Средневековые органы были грубой работы, ручная клавиатура состояла из клавиш шириной от пяти до семи сантиметров.

Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками! Кроме нескольких мануалов, клавиатур для рук, у органа есть педальная клавиатура, поэтому органисты выступают в специальной мягкой обуви. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук. Виктория Тантлевская – универсальный клавирист, окончила Академию музыки имени Гнесиных и Московскую консерваторию. Елена Шумаева, выпускница отделения сольного пения Петрозаводской государственной консерватории, с тонким пониманием исполнила под аккомпанемент органа сочинения Генделя и Малера. Габоист Андрей Матюхин присоединил голос своего инструмента к партии короля в сочинениях Иоганна Себастьяна Баха, Александра Бородина.

За образом каждого композитора-титана встает музыкальная эпоха, которую он сотворил. Георг Фридрих Гендель обнаружил в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, с девяти лет брал уроки композиции и игры на органе, с двенадцати лет писал церковные кантаты и органные пьесы. А еще он был юристом, скрипачом, клавесинистом. Особенно успешной для гения была работа в Королевской академии музыки в Лондоне. Гендель создавал по нескольку опер в год. И «Тамерлан», и «Юлий Цезарь», ария из которой прозвучала в программе, увидели свет в 1724 году.
К сожалению, так редко звучащий в Калуге Густав Малер, философ среди музыкантов, был представлен в программе песнями «Воспоминание» и «Весеннее утро». Творчество этого композитора, дирижера, оперного режиссера опирается на традиции Бетховена, Шуберта, Вагнера, Брукнера. В нем зарождаются особенности музыки XX века, черты экспрессионизма. Гений вопрошает ответы на коренные вопросы человеческого бытия. Тема человеческих страданий в его симфониях и песнях связана с трагическим осознанием социальных язв. В них контрастируют эмоциональная непосредственность и трагическая ирония, жанровая зарисовка и высокая символика. Концерт оказался путешествием через пять веков музыки с остановками на островках ярких шедевров.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.