Сестринское дело Зинаиды Иванниковой

Героиню нашей публикации знает без малого добрая половина медицинских работников области.


Воспитанники Калужского базового медицинского колледжа, где трудится преподаватель, с большой благодарностью вспоминают ее практические уроки. Благодаря такому педагогу молоденькие медсестры приходят в больницы почти сложившимися профессионалами.

В этом году нашему медколледжу исполняется 145 лет. Из них почти четверть этого срока проработала в исторических стенах здания на Кутузова Зинаида Алексеевна.

На вопрос о том, как она пришла в профессию, Иванникова ответила, что предрасположенность к медицине у нее генетическая. Два поколения ее родственников работали медиками. Мама в 1941 году закончила фельдшерско-акушерскую школу (так называлось тогда учебное заведение) и работала в период войны операционной сестрой. Зинаида с детства собиралась стать врачом. Но в семье было трое детей, и длительную учебу дочери в медицинском вузе в другом городе родители бы не потянули. Тогда было принято компромиссное решение стать педагогом со знанием биологии и химии.

Она отучилась в Калужском педагогическом институте и устроилась преподавать в медучилище. Через несколько лет Иванникова все-таки осуществила свою мечту – получила медицинское образование на базе медучилища, в котором работала. За сорок лет Зинаида Алексеевна ни разу не пожалела, что связала свою жизнь со студентами. Ей нравится общаться с молодыми, нравится, когда они спрашивают и переспрашивают. Юмор на занятиях тоже приветствуется. Зинаида Алексеевна сама может пошутить, рассказать веселую историю, поговорить со студентами на их темы. Преподаватель объясняет это тем, что нужно периодически переключать внимание слушателей для лучшего усвоения темы. Психологически человек может продуктивно усваивать информацию 20 — 25 минут подряд. Дальше идет отключение. И тогда она дает девчонкам передышку или решает с ними задачи о таблетках и дозировке.

Наша беседа с Иванниковой проходила после практической работы. На самом занятии мы тоже присутствовали и, кстати, вынесли для себя несколько полезных приемов. А тема была сложная – сердечно-легочная реанимация. В реальности это ситуация, когда человек находится на грани жизни и смерти. Секунды промедления или неверное движение медсестры – и он у тебя на руках уходит… Будущие медсестры учились оказывать помощь человеку, который подавился едой и задыхается. Первые попытки спасти манекена Чарли не удались – застрявший кусок так и не выскочил, хотя девчонки старались изо всех сил.

— Так это мужская сила нужна! — огорченно воскликнул кто-то. В том, что на следующих занятиях все они освоят этот прием, Зинаида Алексеевна не сомневается. «У нас есть всего три — шесть минут, чтобы спасти человека. Завтра они у меня…» — многозначительно и с улыбкой говорит педагог. На занятии зашла речь и о морге, где недавно побывали студенты. Неподготовленного человека такие разговоры, мягко говоря, вгоняют в депрессию. Тут вспомнилось расхожее мнение, что профпригодность будущего медика проверяется именно в этом заведении скорби, после чего особо впечатлительные отсеиваются. Действительно ли это так?

— К нам приходят единицы случайных людей, — говорит Иванникова. — Основная масса абитуриентов уже прошла отбор и идет в колледж с желанием помогать людям, готова к таким ситуациям. Конечно, не всегда все определяется большим желанием и усидчивостью. Наметанный взгляд преподавателя видит, кто достигнет результатов в профессии. Такие ребята очень дотошны – не успокоятся, пока не доведут до совершенства умение. Они не просто читают учебник, а начинают сомневаться: «Не может быть, чтобы в граммах…» И правильно делают, что сомневаются, затем оказывается, что это лекарство дается в миллиграммах, а в статью вкралась ошибка.

 

Задаю вопрос Зинаиде Алексеевне, чем нынешние студенты-медики отличаются от прежних. По ее словам, сегодня ее подопечные широко пользуются интернетом. Информация только из учебника их не устраивает, они ищут примеры в различных источниках, причем прямо на практическом занятии, в кабинете. К примеру, из Сети часто берут сведения о приспособлениях и приемах коллег в других странах. Говорит о том, что хорошая медсестра отличается от плохой умением делать уколы. Одни с этим справляются прекрасно, к другим не только дети – взрослые приходить боятся. В чем тут дело? Моя собеседница замечает, что многое зависит даже не столько от легкой или тяжелой руки (на медицинском языке – соблюдении техники выполнения инъекции), сколько от умения сестрички проникнуться состоянием пациента.

— Они беззащитны и ждут от нас сочувствия и положительных эмоций. Поэтому я учу, что мы не должны проявлять никакой агрессии и неудовольствия, даже если самим плохо. Пришли на работу – забыли обо всех своих проблемах и неприятностях.

Ее студенты проходят практику в ведущих медучреждениях Калуги. Девчонок принимают с радостью. Удивляюсь – неужели не напрягает нашествие студентов, которым нужно все показывать и рассказывать?

— Что вы! Мы их немного разгружаем, потому что работы у медсестер в больницах выше головы. Конечно, они для начала убеждаются, что девочки умеют делать уколы, затем доверяют им палату. Как правило, наши воспитанники себя показывают с хорошей стороны.

Калужский медколледж ежегодно выпускает почти полторы тысячи медицинских сестер, акушерок, фельдшеров, зубных техников и фармацевтов. Не могла не спросить преподавателя, почему же, на ее взгляд, они в последние годы в таком дефиците в Калуге и области.

— Рыба ищет, где глубже, — отвечает Зинаида Алексеевна. — Как только медработникам где-то начали платить хорошие деньги, они стали выбирать. В принципе, это нормально, потому что всем надо кормить семьи и растить детей. Наверное, государству нужно привыкнуть к мысли, что сложная и ответственная работа, которую выполняют врачи и медсестры, должна хорошо оплачиваться.

…Когда Зинаида Алексеевна идет по городу, то ей сигналят практически все проезжающие мимо машины скорой помощи. Потому что там работают бывшие ее ученики. Такой знак внимания дорогого стоит. Немногие учителя могут похвастаться этим.

Елена ГУСЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.