«Мои машины отремонтировали половину железных дорог страны»

Больше двух десятков лет трудится на Калужском заводе «Ремпутьмаш» Александр Беляков. Слесарь по ремонту путевых машин любит свою технику как родную.

Названия машин, которые выпускал и выпускает «Ремпутьмаш», часто довольно сложно произнести. Одна только выправочно-подбивочно-рихтовочная машина чего стоит! Еще сложнее представить весь комплекс работ, которые она выполняет, – да и далеко не каждому человеку нужно это знать. Важно понимать, что по рельсам предприятия из огромных ворот цехов выезжает техника, о которой железнодорожники прошлого века даже и не мечтали.

Создает эти машины огромное количество специалистов. Конструкторы, инженеры, профессиональные рабочие в цехах, которые все изыски математических и технических разработок превращают в работающий механизм. Один из таких людей — Александр Беляков.

Простой работяга — так, наверное, можно о нем сказать. Профессионал, каких поискать, искренне любящий свое дело, он не раз был удостоен высоких наград за свой труд, а его портрет неоднократно был размещен на досках почета завода и цеха. На таких, как он, по сути, держится вся промышленность России. Спокойных, рассудительных, с огромным багажом практического опыта и желанием создавать что-то своими руками.

Коренной житель области, Александр родился в Кировском районе. Отец и мама его с промышленностью никогда не были связаны. Только в десятом классе юноша всерьез задумался о том, чем будет заниматься в жизни. И выбрал рабочую профессию.

— В то время для нас очень престижно было пойти в железнодорожники. Закончил одиннадцатый класс и уехал в Калугу поступать в железнодорожный техникум. Закончил его. И как-то удачно получилось, в этот год был набор на завод «Ремпутьмаш». Пришел, устроился, зашел в этот цех да так и остался тут. Работаю на одном месте уже двадцать второй год.

Фраза о том, что поступить в техникум было престижно, звучит сейчас немного непривычно. Причина в том, что поколение миллениалов несколько исказило понятие «рабочий человек». Офис-менеджеры, экономисты, юристы, а в 90-х новоиспеченные коммерсанты, бизнес которых – огромные сумки и дорога Польша — Россия, — все они изрядно потрепали саму идеологию рабочих специальностей. Время было такое: непростое для страны. Кконечно, ничего обидного и предосудительного в профессии юриста или экономиста нет. Дело в отношении к тем, кто стоял и стоит у станка. Сегодня ситуация явно меняется к лучшему.

— Радует меня, что сейчас молодежь пошла на завод. Есть и те, кто закончил наш железнодорожный техникум. Для того чтобы молодые люди больше приходили к станкам, на заводы, надо чаще рассказывать о нашей работе, о том, что те, кто ежедневно идет через проходную, зачастую большие профессионалы и мастера своего дела. На заводе сейчас работать гораздо престижнее, стабильнее да и с зарплатой успешнее. У нас на заводе ситуация стабильная, заказов на весь следующий год полно. А это значит, есть работа, есть зарплата, причем хорошая.

Мне кажется, что сегодня молодежь хочет всего и сразу. Дайте все условия, дайте много денег, а я поработаю. Я считаю, прежде нужно себя показать в работе. Надо идти на завод. Пробовать, стараться. Может быть, потерпеть немного. У нас сейчас многие нетерпеливые: пришел, что-то не понравилось, ушел сразу. Не всегда же гладко-то. Не бывает все и сразу. Надо показать, что умеешь.

Александр Беляков сегодня работает бригадиром. В подчинении у него люди разных возрастов, много их прошло за годы работы, поэтому он говорит со знанием дела.

— Люди в бригаду приходят разные. Кто-то понимает работу сразу, кто-то нет. Надо учить. С кем сложнее работать – с молодежью или с людьми в возрасте? Не знаю, по-всякому бывает.

Сам же Александр никуда с «Ремпутьмаша» уходить не собирается. Говорит: «Пока силы есть, буду на заводе трудиться, 43 года мне, еще работать и работать!».

Желание, а главное, умение делать своими руками – это, наверное, основное, базовое, качество человека, позволяющее ему уверенно стоять на ногах в жизни.

— Я люблю все делать своими руками. И не только на работе. Летом на даче, там строительство никогда не заканчивается. Что-то подлатать, что-то подстроить, мне нравится там возиться. Там хорошо, спокойно. Со спортом у меня как-то не сложилось. Да посмотрите, у меня в цехе своя тяжелая атлетика. За смену мышцы накачаешь посильнее всех самых дорогих фитнес-центров.

У меня жена, двое детей. Дочь школу заканчивает в этом году, сын — в четвертом классе. На работе у меня он еще не был, но рядом с заводом гуляли. Кем он будет, какую профессию выберет, я пока не знаю. Он маленький еще. Посмотрим. Если придет ко мне на завод работать, наверное, буду рад этому. Сейчас рано говорить, многое в нашей жизни может измениться. В любом случае, если он выберет рабочую специальность, я его отговаривать, конечно же, не буду.

Когда я спросил Александра, считает ли он себя состоявшимся человеком, он задумался, помолчал, а потом ответил вроде бы не на вопрос. Но очень точно.

— Мне интересно. Свою машину я могу отличить «на раз» просто. Это же родная, заводская, ремпутьмашевская. Мои машины отремонтировали, наверное, уже добрую половину всех железных дорог России. Где-то внутри бывает такое, что когда видишь машину, сделанную на другом предприятии, возникает мысль – а мы можем лучше. А что хотел, я своего в жизни добился. Работай – и все будет.

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.