Учитель «Щелкунчиков»

Букет сложнейших шедевров, требующих самой виртуозной техники исполнения, предложил меломанам пианист Дмитрий Беляк в Калужском доме музыки. Зал был полон, потому что этот музыкант ранее уже убедительно демонстрировал в нем свое искусство, исполнив клавирные концерты Иоганна Себастьяна Баха.

Учиться музыке Дмитрий начал в Керчи, продолжил в Академии имени Гнесиных, где теперь преподает. Беляк — из породы вундеркиндов, он был лауреатом международного конкурса «Щелкунчик» в 2007 году.

На молодежных Дельфийских играх юноша получил золотую медаль. Этот опыт позволяет ему организовать учебный процесс в Инновационной детской музыкальной мини-школе «Юный маэстро», питомнике талантов, с наибольшей результативностью.

Гастрольная карта пианиста включает и российскую глубинку, и европейские залы. В 2017 году он выступал в Сирийской Республике, когда там велись активные боевые действия.

Исполнитель начал программу произведением, которым, как правило, ее заканчивают, так велика его эмоциональная насыщенность. Скрипичный шедевр Баха, переложенный для фортепиано Бузони, чакону из партиты № 2 называют по праву «Грандиозной». Она нашла отклик в каждом сердце, пережившем потери.

Когда Иоганн Себастьян Бах был в отъезде, внезапно в цветущем возрасте умерла его жена Мария Барбара, оставив четырех малолетних детей. Не было ни телеграфа, ни телефона, ни поездов. Вернувшись домой, Иоганн Себастьян застал лишь свежую могилу… Музыка родилась как рыдание.

Совершеннейшие 32 вариации на оригинальную тему Людвига ван Бетховена прозвучали лаконично и хрустально, как законы природы.

«Шесть пьес» романтика Иоганнеса Брамса, продолжившие программу, — итог жизни, черта, которую композитор подвел под всем тем, что он понял и создал в пианизме.

От «Симфонических этюдов» Роберта Шумана веяло героизмом. Их полифоничность приближает произведения малой формы к симфонической музыке. Пробный камень для мастерства пианистов — творения Ференца Листа. «Шесть больших этюдов по каприсам Паганини» — вершина этой лестницы виртуозности, и гость преодолел ее крутизну.

Лист был поражен игрой Никколо Паганини, которого впервые услышал в 1831 году, и решил создать аналог этой техники на фортепиано. Современники были уверены, что лишь сам Лист может играть эти головоломные пассажи благодаря анатомическим особенностям своих рук. Но калужане убедились, что это — лишь легенда!

Скоро в Калуге будет праздноваться Всероссийский день органа. Мероприятие задумано в Академии музыки имени Гнесиных для пропаганды органного искусства, расширения органной аудитории.

Этот инструмент с более чем 2000-летней историей — поистине император звуков. Двадцать девятого ноября в Доме музыки электрический инструмент прозвучит под руками и ногами (так сложно звукоизвлечение на этом патриархе) Виктории Тантлевской.

Тридцатого ноября в бывшем Доме учителя, ныне — одном из залов музея изобразительных искусств, пневматический орган оживит лауреат международных конкурсов Артем Ульяшин. Не пропустите встречу с живой историей музыки!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Ещё по теме: