Конфликт с учителем

Ребенок не может найти общий язык с классным руководителем. Что делать родителям? Стать ли на сторону своего чада или руководствоваться установкой, что учитель всегда прав? Есть и третий путь.

Недавно я стала свидетелем сцены в школе, разыгравшейся между учителем и учеником:

— Почему у тебя схемы слов начерчены так неаккуратно? — возмущалась педагог.

— Потому что я не понимаю, зачем они вообще нужны! — парировала школьница.

— Ты об этом автору программы скажи.

Девочка уже перешагнула порог начальной школы и нашлась что ответить на обвинение. Будь на ее месте первоклассник, скорее всего, ребенок промолчал бы, и я так и не узнала бы причину неаккуратности. А тут чувствуется, что жесткий формалист-педагог даже не пытается обосновать свое мнение, не хочет вникнуть в суть и причину поведения подростка.

Мы, родители, тоже хороши. Часто и не утруждаем себя вопросами, что к чему, и обрываем объяснения ребенка: «Учителю виднее».

Одна из причин конфликтов в школе может быть в несоответствии характеров ребенка и взрослого. К авторитарному педагогу попадает человечек с ярко выраженным творческим мышлением, который рос в атмосфере раскрепощенности и доверия. Он привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. А классная видит в ученике недостаток уважения и воспитания и в целом угрозу своему авторитету.

Подросток, конечно, может самоутверждаться в коллективе путем противостояния учителю. Особенно часто такие конфликты разгораются с неуравновешенным взрослым, который легко выходит из себя.

Нельзя допустить затягивания конфликта. Ведь ребенок может отреагировать по-разному: от потери интереса к учебе и бунта против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицида.

Признаком того, что в классе у вашего чада не все благополучно, могут быть изменения поведения. Если в детском саду оно было ласковым и жизнерадостным, то в школе стало грубить или замыкаться. На вопрос о том, как дела, ученик отказывается отвечать или рассказывать.

Некоторые родители, узнав о конфликте с педагогом, выдают очень бурную и неадекватную реакцию — бегут в школу, жалуются завучу или директору. Либо сразу пытаются избавиться от неприятного учителя путем перевода отпрыска в другой класс или школу. Какой вывод при этом делает ребенок? Мама или папа всегда помогут, за их спину можно при желании спрятаться.

Не факт, что в новом коллективе у школьника не возникнет подобного конфликта. Вряд ли растущий человек, имея такой «взрослый» пример, научится решать споры цивилизованным путем.

Третий путь, заявленный нами во вступлении, заключается в поиске компромисса. Первое, что делаем, — выслушиваем, не одергивая и не перебивая и позволяя эмоциям выплескиваться бурным потоком.

Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен. Он поймет, что мама на его стороне, что она его поддерживает. Но не стоит ругать учителя.

В беседе с педагогом правила те же: нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственную кровиночку, а просто выслушать точку зрения второй стороны. Пусть педагог расскажет о том, что он чувствует, как видит причины конфликта.

Далее беседуем втроем — родитель, учитель и ребенок. Здесь придется примерить на себя роль посредника и вырабатывать компромиссные решения.

И только когда эти шаги не дают результата и ссора продолжается — наступает черед решительных мер. Обращаемся в администрацию школы. Как правило, если с помощью завуча, директора не получилось остудить страсти, они сами предлагают перевести ребенка в параллельный класс.

Еще по теме: