Клептоман или будущий рецидивист?

Подросток, который ворует деньги из маминого кошелька или магазина, уже практически сформировавшаяся личность. Если не остановить его сейчас, велика вероятность, что в будущем у него будут серьезные проблемы с законом или в социуме.

Ребенок до шести лет еще с трудом контролирует свои желания. И хотя знает, что брать чужое нельзя, но не может с собой справиться. С 7 — 8 лет и до 11 — 12 закладываются нравственные понятия и развивается воля. Подростки 13 — 16 лет совершают воровство осознанно. Поэтому закон предусматривает для них наказание за кражу, в том числе и уголовное.

Понятное дело, что если ребенок не раз был замечен за тем, что взял чужое, с ним уже проводились нравоучительные беседы, родители пробовали разные меры воздействия. Видимо, не помогло: либо взрослые оказались не слишком компетентны в вопросах воспитания, либо выбрали не те способы.

Сотрудники полиции, работающие в подразделениях по делам несовершеннолетних, говорят о том, что дети определенного склада характера, склонные к авантюризму, получающие кайф от острых ощущений, могут воровать не с целью выгоды, а, что называется, из спортивного интереса. Дай-ка я унесу с полки пару пачек чипсов или бутылку пива — жутко заводит ощущение азарта и страха. А тут еще и друзья смотрят, какой я крутой!

В таком случае воровство может быть способом проверки границ: как далеко можно зайти без последствий? Если проигнорировать проступок, проблема будет только обостряться.

Разговор с подростком, попавшимся не единожды на воровстве, должен быть четкий и конкретный. Последствия кражи описаны в статье 158 Уголовного кодекса РФ.

В России основной возраст уголовной ответственности — 16 лет. Но за некоторые преступления предусмотрено назначение наказания уже с 14 лет, и кража в их числе.

Малолетние граждане уголовной ответственности не подвергаются. В случае когда кража была совершена ребенком, которому еще не исполнилось 14 лет, ответственность за совершенное чадом деяние возлагается на родителей. Но с 11 лет они могут быть помещены в специальные закрытые учебно-воспитательные заведения с целью перевоспитания и профилактики совершения преступлений.

В полиции советуют: если не сильны в законах и педагогике, лучше для подобной беседы привести юного рецидивиста в участковое подразделение по делам несовершеннолетних. Там знают, как и что сказать, чтобы проняло. Не хочет идти? Родители могут прийти сами, объяснить ситуацию, и участковый инициирует вызов ребенка для беседы. Не стоит опасаться, что таким образом о семейных проблемах узнают посторонние, а тем более — сотрудники правоохранительных органов. По опыту людей данной профессии, именно такая профилактика действует эффективнее родительских уговоров.

Есть еще один метод, даже более радикальный. Он заключается в том, чтобы не тратить время на бесполезные разговоры, призывы к совести и угрозы, а показать конкретно, что может случиться, если ребенок будет пойман на воровстве. Если в доме пропали деньги или ценные вещи, некоторые родители вызывают полицию. Этот способ может настолько испугать подростка, что он никогда больше не захочет воровать. Но последствия объяснения с сотрудниками и дальнейшие действия по данному эпизоду лягут на вас.

Не стоит сбрасывать со счетов возможное расстройство психики, которое может быть причиной воровства. При клептомании человек чувствует тревогу или напряжение перед преступлением, а после ощущает облегчение и радость. Если есть подозрения, что у сына или дочки наблюдается что-то подобное, нужно обратиться к психотерапевту.

В любом случае повторяющееся воровство в подростковом возрасте исправляется только активными действиями. Главное — не запустить этот процесс, чтобы растущий человек не почувствовал себя безнаказанным.

Еще по теме: