«Nordance camp»: недолгий фриз в Калуге

В Калуге отшумело уникальное для нашего города событие — Международный танцевальный лагерь «Nordance camp». С 5 по 9 августа в Инновационном культурном центре прошли мастер-классы и соревнования танцоров из России, Швеции и Финляндии.

Хип-хоп культура в целом, и брейк в особенности, полна агрессии подростков с улиц разбитых фонарей. Поэтому экспрессивные состязания танцоров носят названия битв. Это — лучший способ траты протестного запала не на драки и вандализм, а «в мирных целях». Принять участие в битве (совершенно бесплатно) мог любой желающий, пройдя регистрацию в группе «Nordance camp» «ВКонтакте».

Организовала лагерь посольства Швеции и Финляндии в России некоммерческая организация по продвижению культурного сотрудничества в странах Балтийского региона «Nordkonst». Ей помогло областное министерство культуры и калужская студия «Мастерская танца».

Лагерь в Калуге был преддверием фестиваля хип-хоп культуры «Норданс батл», прошедшего 10 — 11 августа в Москве.

Екатерина Калинина, культуролог, выпускница факультета истории искусства Санкт-Петербургского государственного университета, Стокгольмского университета по специальности «Медиакоммуникации и культурология» и представитель шведской организации «Нордконст» («Nordkonst»), рассказала о целях форума.

— Почему вы выбрали Калугу для битвы брейкеров?

— Мы включаем в проекты разные города России: Архангельск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Мурманск. Большие мероприятия проходят в больших городах, и мы решили прийти в маленькие, хотели дать возможность молодым людям 18 — 25 лет подружиться, потанцевать вместе.

— Какие звезды приехали на калужскую битву?

— Самый знаменитый участник — судья встреч Ян из московской команды «All the most».

— Как заниматься брейком правильно, чтобы избежать травм?

— Нужно быть сильно физически развитым, многие танцоры проводят в залах по шесть — восемь часов в день. Очень важно начать занятие с разминки, разогреть свои мышцы, затем растянуть их, расслабить, и за счет этого предотвратить появление травм.

— Артисты балета говорят, что употребление алкоголя нарушает координацию движений на неделю. А у вас как с этим?

— Многие танцоры придерживаются здорового образа жизни, не курят, не употребляют алкоголь, мясо. Нужно долго готовить свое тело к выступлению, ведь ценится не то, что человек выложил в соцсетях, а то, что он может показать сегодня…

— …здесь и сейчас! Какова сверхзадача этого международного проекта?

— Самое важное, что мы хотели бы донести, — то, что уличная культура — это тоже культура. Ее понимает молодежь, она позволяет им общаться на языке, к которому она привыкла.

Хип-хоп — это не страшные парни в страшных штанах, а творческие молодые люди, заинтересованные в развитии и пытаются создать сообщество, которое будет основано на справедливости и солидарности.

Термин «брейкдансинг» никогда не использовали сами исполнители, предпочитающие называть себя «би-бойз» и «би-герлз». То, что они делали в зале ИКЦ, казалось невероятным — мгновенные неуловимые перетекания поз, резкие броски, головокружительные вращения — разобраться было непросто.

Атрибут стиля — имитации движений в свете стробоскопа. Состоит из множества мелких фаз, остановок, с резкими переходами между ними. Скольжение — отдельный стиль, существует более сорока его вариаций, и среди них — «лунная походка».

Па «король Тутанхамон» для брейка то же, что арабеск — для классического балета. Это имитация древнеегипетских рисунков, во всех движениях соблюдаются прямые углы между телом и руками, плечом и предплечьем, предплечьем и запястьем. Другим базовым движением являются так называемые «перекаты», вращение различных частей тела.

Кульминация выступления — гелик (от «геликоптера»), вращение на полу с широко расставленными ногами. Переход через спину должен происходить через район лопаток, чтобы снизить вероятность повреждения позвоночника.

Костюм человека, выдающего такие па, должен обеспечивать свободу движения и показать стиль. Несколько важных атрибутов — напульсник, шапка для хедспина (кручение на голове), налокотники, наколенники.

Музыка задает ритм брейк-дансу. Первоначально танцоры создавали жанр под джаз, соул, фанк, электрофанк, теперь главенствует рэп. Но правил нет — на мировых батлах мастера танцуют даже под оперные композиции.

Первая команда брейкеров была основана в 1977 году. Сегодня существуют множество чемпионатов и фестивалей по брейк-дансу. В июне 2019 года Международный олимпийский комитет одобрил включение брейк-данса в программу соревнований летних Олимпийских игр 2024 года!

Первые курсы брейка в Москве вел поразительный цирковой режиссер Валентин Гнеушев (это он ставил танцы к «Служанкам» Романа Виктюка). Первый в СССР брейк-фестиваль прошел в Паланге в 1986 году, а сегодня битвы би-боев и би-герл докатились и до Калуги!

Танцевальное представление оставило впечатление силы, свежести, удали, дерзости — «блажен, кто смолоду был молод». Деритесь в танце, брейк, а не война!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.