«Самое сложное – в земле ковыряться»»

Этим летом Калуга вспучилась кучами земли на улицах. Такой массовой перекладки труб не было, пожалуй, десятки лет. Есть недовольные неудобством, есть и те, кто понимает, что водоканал не скуки ради решил перекопать всю Калугу. Ситуация была почти критическая: порывы, затопления, бесконечные отключения воды становились уже практически стихийным бедствием. Когда-то надо было решить проблему кардинально.

Один из тех, кто решает эту проблему, — Александр Зуев. Его бригада каждый день выезжает на эти самые разрытия. Как признался сам слесарь, прокладывать новые коммуникации — одно удовольствие, заниматься перекладкой существующих иногда просто ад. Дело в том, что почти все лежащие под землей города сети не нанесены на карты. Где точно проходит та или иная труба, часто неясно.

— Самое сложное — в земле ковыряться. Приезжают, например, электрические сети, говорят: где-то здесь кабель. Приходят специалисты других подразделений — и то же самое: наверное, тут у нас труба. А как нам быть? Лопатами много не накопаешь, приходится экскаватором, максимально осторожно, постоянно останавливаясь. Стоишь над ямой и смотришь, не показались ли чьи-нибудь коммуникации. Как будто минное поле разминируешь.

В таких условиях аварии просто неизбежны. Недавний случай с порывом газовой трубы — яркий тому пример. Но что делать? Сотни километров труб, кабелей, проводов, как паутина, лежат под домами, улицами и скверами Калуги. Приходится каждый день идти на работу с надеждой, что ковш не зацепит случайно эту паутину.

— Нас всех немного обижает, когда на нас начинают ругаться за перекопанные улицы. Но мы же не просто так копаем, потому что захотелось нам. Мы же меняем коммуникации, чтобы зимой аварий не было.

Впрочем, Александр, несмотря на все проблемы, любит свою работу. Коренной калужанин, в 1985 году закончил строительный техникум. Профессию выбрал по совету мамы, она работала на одном из калужских заводов диспетчером — руководила сантехниками, газовиками. Нелегкий труд это был в советское время. Помните кинофильм «Афоня», где Валентина Талызина великолепно сыграла начальницу бригад сантехников. Нелегко было с ними справляться. И тем не менее мама Александра Зуева, наверно, тоже любила свою работу, раз отправила сына в эту профессию.

— Мы работаем бригадой. Слаженно. Очень много зависит от того, кто рядом работает. Когда друг друга понимают с полуслова, русского полуслова порой. Объяснять никому долго ничего не надо, — продолжает Александр неспешный рассказ о себе и своей работе.

Он из тех людей, кому не до разговоров, не до митингов. Он работает. Даже во время беседы постоянно посматривает в сторону той самой ямы, которую копает экскаватор.

— Помимо работы, у меня есть деревня. Там дом. Раньше в нем жил дедушка, потом родители. Отец с мамой в 70-е совершили побег из деревни в город. А дом остался. В свободное время я езжу туда. Огород, стройка. Там копаю и строю для души, тут — для людей и работы.

Есть жена, двое детей. 18 и восемь лет. Старший учится в электронном техникуме. Я на него особо не давил, немного наставил на путь истинный, но окончательное решение он принял сам. Младший только в школу пойдет в этом году.

Когда в СМИ говорят о каких-нибудь глобальных проектах, почему-то впереди всегда начальники в костюмчиках и при галстуках. Нет, конечно, они организовывают, выбивают средства, технику. Но саму работу делают такие люди, как Александр. Спокойно, ежедневно копаются в земле. Не проклиная эту грязь, холод и неизвестно где лежащие старые трубы. Копают не потому, что деваться некуда, а от того, что понимают, для чего они это делают. Чтоб у нас в кранах всегда была вода.

Фото автора.