Вывести бедных на чистую воду

В стране идет процесс поиска «лишних» денег у населения. Ищут их у самозанятых и даже дачников. По понятным причинам в поле зрения государства попали нуждающиеся, получающие разного рода пособия и выплаты.

По данным российских исследований, больше половины получателей адресных пособий на самом деле бедными не являются. Принимая это во внимание, несколько пилотных регионов (в число которых Калужская область не входит) сейчас занимаются поиском тех, кого можно было бы безболезненно исключить из числа нуждающихся. Суть проводимого эксперимента по снижению бедности заключается в том, чтобы прекратить платить пособия тем, кто может без них обойтись, а оставшиеся деньги направить на помощь действительно бедным гражданам.

Поскольку пилотные проекты просто так не проводятся, естественно предположить, что через какое-то время выводы регионов-соседей будут распространены на всю матушку Россию. И Калуга не будет исключением.

В нашем регионе критерии нуждаемости записаны в областной программе «Социальная поддержка граждан в Калужской области», принятой в 2013 году, и с тех пор практически не меняются. В соответствии с ней мы постепенно уходим от единообразного подхода к предоставлению госпомощи и расширяем систему адресной социальной поддержки бедного населения, других категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Калуге в управлении соцзащиты населения, как нам сказали, на единовременную помощь могут рассчитывать те горожане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Калужской области. Размер помощи в среднем 5 000 рублей. Бывает и больше, но такие случаи рассматриваются отдельно. Основными получателями являются матери-одиночки, многодетные, пенсионеры.

Также пособие выделяется гражданам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Под такие случаи, к примеру, подпадают те, кто потерял жилье из-за пожара в квартире, стал инвалидом, безработным, страдает от конфликта или жестокого обращения в семье, является одиноким и другие. Причем сложившаяся ситуация должна нарушать жизнедеятельность гражданина.

Денежная помощь, прямо скажем, небольшая, учитывая, что попавший в трудную жизненную ситуацию вряд ли из нее выберется за месяц — два. А если семья имеет доход ниже прожиточного минимума, то это может быть надолго. Но государство все предусмотрело и разрешает за адресным пособием обращаться не раз и не два. Так что вполне реально получить и пять, и десять, и пятнадцать тысяч рублей.

По словам сотрудников управления, бывает, что просителям отказывают. Скажем, если человек указал неверные сведения о себе и его доход выше или не упомянул о наличии машины, второй квартиры или дома. Таким образом, и у нас есть свои мнимые бедные, которых сотрудники от соцзащиты выводят на чистую воду.

Помимо адресной денежной помощи, в городе и области малоимущим, имеющим доход ниже прожиточного минимума, выдают порядка десятка ежемесячных пособий.

В свое время газета помогала одной одинокой матери с ребенком, которая, как потом выяснилось, активно пользовалась помощью от государства, не работала, а на деле жила лучше многих немалоимущих гражданок. Эта девушка, не имея образования, профессии, подрабатывала случайными заработками, хорошо одевалась и одевала ребенка в социальном центре, периодически получала единовременное пособие. И могла бы получать еще больше, если бы не отсутствие прописки.

Этот случай, хотя и крайний, навел меня на мысль о том, что желающих обмануть государство может быть действительно немало.

Как известно, для признания семьи малоимущей учитывается ее среднедушевой доход. При этом все ее члены должны быть зарегистрированы в одном месте. На практике у нас семьей не считается гражданская, когда муж и жена не зарегистрированы в браке. При этом они нередко прописаны в разных местах города. Знаю о нескольких таких семьях, которые много лет живут вместе, имеют детей, и не одного, но мать числится одиночкой и получает пособия.

И, наоборот, немало семей в официальном браке, которые вчетвером живут на 40 тысяч рублей, при этом платят кредит в 5 — 6 тысяч рублей, то есть фактически они — за чертой бедности.

Формально наличие кредита сейчас не дает права на адресную матпомощь. Если рассуждать логически, эти проблемы люди создали себе сами, просчитав все риски. На самом деле еще неизвестно, кто виноват в такой ситуации. И тем более она нарушает жизнедеятельность ячейки семьи.

Есть, на мой взгляд, еще одна причина того, чтобы внимательно посмотреть на существующие у нас критерии нуждаемости.

Официальная занятость далеко не всегда совпадает с неофициальной. Безработный не всегда является таковым.

Один из членов семьи может работать без трудового договора, и этот случай также станет препятствием к тому, чтобы подать документы в органы соцзащиты за получением госпомощи.

Ужесточение критериев нуждаемости — вещь двоякая. Скорее всего, мнимых бедных в области станет меньше, но получат ли высвободившиеся в результате этого деньги настоящие бедные?

Если их перераспределят между оставшимися в списке, прошедшими строгий контроль, — я против. Нужно продумать механизм, как включить в него тех, кто реально нуждается, но не подходит под существующие ныне формальные показатели.