Банковская «лапша»

26 июня 2019 г. 11:03

Наверняка кто-то из читателей сталкивался с тем, как банки пытаются навязать свои услуги — через интернет или по телефону. В последнее время сотрудники кредитных организаций стали практиковать новый легальный способ развода на деньги — продают один финансовый продукт под видом другого.

В результате вы можете пойти в банк, с тем чтобы положить деньги на депозит, а выйдите … с полисом инвестиционного страхования жизни.

В финансовых кругах такую недобросовестную продажу окрестили месселингом. Его особенностью является то, что клиента не то чтобы обманывают, а кое-что недоговаривают, правда, это «кое-что» существенно. К примеру, не сообщают о рисках, которым подвержена эта операция.

Инвестиционное страхование жизни — это не вклад, а значит, он не гарантирует доходность. Проценты действительно могут быть выше, но не факт, как повезет. По нему невозможно вернуть всю сумму до истечения полного срока договора, который заключается на три или пять лет.

Бывает, вместо депозитов гражданам предлагаются ценные бумаги или комбинированный договор, то есть часть — на вклад, а часть — на инвестиционное страхование.

Продавцы в данном случае выступают агентами страховых и управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и получают дополнительные комиссии.

В прошлом году в Калужское отделение ГУ Банка России по ЦФО поступала жалоба от калужанки на то, что в одном из региональных банков она подписала вместо обычного договора банковского вклада договор инвестиционного страхования жизни. Женщина, по ее словам, была сбита с толку сотрудниками, которые уверяли, что этот договор дает повышенную доходность.

Мы обратились в Калужское отделение ГУ Банка России по ЦФО с просьбой рассказать о том, предпринимаются ли какие-то меры с его стороны для того, чтобы оградить людей от подобных недобросовестных продаж. Как пояснили нам в пресс-службе, они не обладают полномочиями, чтобы прекратить такую практику, но в случае поступления в Банк России информации о таких действиях со стороны поднадзорной организации службой по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг проводится проверка.

Кроме того, с начала этого года Банк России имеет право проводить так называемую контрольную закупку. Если будут выявлены нарушения, финансовую организацию накажут.

Мы со своей стороны также провели нечто вроде контрольной закупки и попытались вжиться в роль вкладчиков. Наши сотрудники сходили в несколько банков под предлогом положить деньги на депозит.

В целом менеджеры честно проинформировали о видах вкладов и действиях с ними, о том, что будет, если срочный вклад снять раньше.

И лишь в одном банке, после того как «клиент» дал понять, что у него довольно большая сумма, предложили разбить ее на две части и положить «для большей доходности» на депозит и страхование. О том, что в случае досрочного снятия, сумма будет возвращена не вся, сказано было только после того, как человек об этом спросил.

К слову, сами потенциальные вкладчики во многом виноваты в том, что им навязывают тот или иной продукт «с душком». Одними из причин широкого распространения мисселинга, считает управляющий Калужским отделением ГУ Банка России по ЦФО Ирина Карлаш, являются невнимательность потребителя к деталям при заключении договора, готовность верить на слово сотрудникам банков. Поэтому специалисты Банка России рекомендуют внимательно читать договоры. И не подписывать их сразу, а взять домой, а еще лучше — показать юристу.

Вообще говоря, кредитным организациям рекомендовано информировать потребителей услуг об особенностях и рисках. Ознакомление предлагается подтвердить подписью. Как правило, информация содержится в дополнительном соглашении к договору. Понятно, что рекомендация — не императив. Поэтому вам могут и не предложить допсоглашение.

Можно ли вернуть все назад, если вы все-таки вместо обычного вклада уже подписали договор инвестиционного страхования? Не все об этом знают, но — можно. Закон о «периоде охлаждения» позволяет страховщику получить обратно страховую премию в течение последующих двух недель.

Для этого человеку нужно будет прийти в банк и написать заявление о том, что ему была навязана услуга и он не был должным образом осведомлен об условиях и специфике. Можно обратиться лично или отправить документы заказным письмом. При этом датой обращения, подачи документов будет считаться дата отправления документов.

Таким образом, даже если вы стали жертвой банковской «лапши», еще есть возможность все исправить. Но лучше все-таки читать договоры перед подписанием — проблем будет на порядок меньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.