Нарушители безбожной тишины

В этом году больше десятка представителей этой редчайшей профессии собрались в Калуге в десятый раз. Колокольный звон над Калугой разносился несколько дней. И далеко не всем горожанам он был по душе. Согласитесь, когда окна твоей квартиры выходят на колокольню, словосочетание «звон на весь дом» становится буквальным.

Организатор фестиваля «Медный ветер» Владимир Пайчадзе вспоминает историю, когда перед открытием очередного сбора звонарей на двери храма, где участники собирались звонить, утром он увидел бумажку с текстом: «Уважаемые звонари! Пощадите! Не звоните, ради Христа!»

И потом уже сам Владимир подвергся атаке возмущенной бабушки, окна квартиры которой выходят на храм.

— Я могу ее понять, но мы вот тут сорок минут отзвоним, и все. Я могу понять недовольство людей, когда звонят «ни в склад, ни в лад», — это действительно ужасно. На одном фестивале, не в Калуге, я присутствовал на таком «шоу» — два звонаря творили что-то совсем несуразное. Я думал, что у меня от их звона просто мозг выскочит и убежит. Тяжело такое слышать. Уметь грамотно, ровно и плавно звонить — это большая наука. Надо обучать звонарей, чтобы звук у них был гармоничен и приятен. Тогда, уверен, недовольных не станет. Те, кто у нас на фестивале, их можно назвать профессионалами, — рассказал Владимир Пайчадзе.

Церковный колокол постепенно утрачивает функцию оповещения, оставляя себе главную — напоминание о Боге, жизни вечной, настраивание мыслей человека на светлый небесный лад. Звонарь приравнивается к пономарю. Он должен брать благословение на свою работу. И, конечно же, в колокола должен звонить человек.

Дело в том, что некоторые священники стали ставить у себя в храмах электронные звонари. Компьютерная программа приводит в движение механизмы, которые, в свою очередь, дергают за веревки, привязанные к языкам колоколов. С одной стороны, это исключает негармоничный, непрофессиональный звук, экономит на зарплате звонаря, которая кстати, совсем копеечная, по нынешним временам. Однако с другой — из колокольного звона уходит душа. Кстати, в Суздальской епархии запретили использовать электронные звонницы.

В Калуге же несколько лет работает школа звонарей. Организовал и руководит ею тот же Владимир Пайчадзе. Обучить звонарскому искусству достаточно хлопотное дело. Во многом утрачены партитуры, нет старых учителей. Пайчадзе вспоминает беседу с первым постперестроечным калужским звонарем Владимиром Ферапонтовым, бывшим рокером — барабанщиком. В ответ на вопрос, как он сам учился колокольному звону, Владимир ответил: «Меня учили сами колокола». И, тем не менее, школа в Калуге существует. Подобных мест, где учат профессионально звонить, в России едва ли наберется больше десятка.

Да и фестивалей колокольного звона в нашей стране единицы. Самый большой проходит в Елабуге. Туда съезжаются звонари со всей России. Проходит он под эгидой Министерства культуры. А это возможность хоть как-то свести концы с концами в плане подготовки и главное — финансировании.

В Калуге же идея Владимиру Пайчадзе пришла еще 12 лет назад, когда он съездил в карельский городок Сортавала. Расположен он близ знаменитого Валаамского монастыря. В этом городе в храме проходил концерт духовного пения и колокольного звона.

— Играли на колоколах по нотам, было много людей, особенно молодежи. Я тоже попросил позвонить, мне дали. Эта поездка запала в память. В Калуге я тогда работал в храме Иоанна Предтечи и тоже сделал несколько концертов духового пения и колокольного звона. И потом мы с нашими калужскими звонарями ходили по колокольням храмов Калуги и звонили. И вот тогда я предложил сделать фестиваль колокольного звона у нас в Калуге. Идея уже висела в воздухе. Калужская епархия одобрила наше начинание, и появился «Медный ветер».

Он в Калуге прошел в десятый раз. Наверное, неплохо бы, если б на это начинание Владимира Пайчадзе, его, если можно так сказать крест, обратили внимание представители регионального министерства культуры. Чтобы фестиваль не угас, но ширился на радость всем, кто понимает и чувствует медную музыку небесного свойства.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.