Калужский митрополит рассказал, что значит любить по-христиански

В своей очередной статье митрополит Калужский и Боровский Климент делится пониманием того, что означает любовь в православии.

По словам владыки, жизнь в семье — это школа возрастания в самоотверженной любви. «Сначала можно научиться без эгоизма относиться к самым близким: жене или мужу, детям, родителям, братьям и сестрам, потом — к более дальним родственникам, соседям, друзьям и, наконец, к тем, кто нас третирует и даже откровенно досаждает нам… Он (христианин) не делит мир на своих и чужих, на добрых и злых, на достойных и не достойных благосклонности», — поделился митрополит на страницах издания «Вечерняя Москва».

По его словам, «заповеданная Христом любовь никому не должна наносить ущерб. Ведь добром является только то, что не нарушает заповедей Божиих. Подлинная христианская любовь, которая передается греческим словом «агапи», бесстрастна. Кому-то бесстрастие может показаться чем-то безжизненным, мумифицированным, неким «отсутствием чувств». Это не так. Бесстрастие — это отсутствие не чувств, а страстей, которые принуждают поступать против любви к Богу».

Да, человек может быть рабом любой страсти: лени, лжи, чревоугодия, сребролюбия, а чаще — целого букета из них, рассуждает митрополит. И задает вопрос: как же достичь свободы от страстей — бесстрастия, особенно в такой тонкой сфере, как человеческие отношения?

«Друзей следует любить во Христе, а врагов — ради Христа. Такая любовь будет истинной. Ведь любить в Боге означает бескорыстно, а не ради себя и своего удовольствия. Про эгоистичную любовь сказано, что от нее до ненависти всего лишь один шаг. Тот человек, без кого еще вчера невозможно было жить, сегодня стал чужим, презираемым и даже ненавистным. Надо учиться любить ближнего, не испытывая к нему пристрастия, а желая ему блага, и действовать исходя из этого желания».

Отдельное внимание владыка уделил христианскому пониманию любви к врагам.

«Любовь к врагам ради Бога требует от христианина принимать их ради исполнения заповеди Христовой. Некогда апостол Петр сказал: «Наставник, по слову Твоему сделаю так, как Ты повелеваешь — закину сеть», — несмотря на то что это действие после ночи безрезультатных усилий представлялось ему абсурдным да и физическая усталость была велика. Но он и другие апостолы поступили по слову Господа и увидели великое добро: «сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк. 5, 6). Так Господь показывает, какое это благо — следовать Его словам, запечатленным в Евангелии, согласно Его заповедям выстраивать свою «линию жизни».

Чтобы научиться любить по-христиански, пишет митрополит, надо научиться избегать любого осуждения, а при необходимости  поправить человека, делать это без внутреннего раздражения, кротко и сочувственно. Иначе возникнет конфликт,  «гордыня одного натолкнется на гордыню другого».

«Можно внешне не выдать своего осуждения, но внутри оно будет гнездиться и осквернять душу. Что же делать? Надо читать святых отцов, вникать в их опыт, потому что они всю жизнь учились не судить никого. И мы сможем измениться, если сами будем прилагать усилия», — пишет владыка.

«Пусть мы не можем подобно древним подвижникам годами скитаться в пустыне без хлеба, оплакивая свое удаление от Господа. Но в наших силах усердная молитва, участие в церковных таинствах, чтение Священного Писания, святоотеческих поучений и применение их на практике… Только не стоит отчаиваться и опускать руки. Ведь Господь «принимает и последнего, как и первого, успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа, и дела принимает, и намерения целует», — резюмирует Калужский митрополит.

Фото пресс-службы Калужской епархии.