Как отказаться, не нарушив?

Среди автолюбителей, а также в сетевых СМИ бытует информация о том, что от некоторых требований автоинспекторов при остановке машины на дороге можно законно отказаться. Так ли это на самом деле?

Разговор об этом бу дет нелишним в преддверии сезона отпусков, когда семьи отправляются в дальние поездки на личном транспорте. Не секрет, что некоторые недобросовестные сотрудники Госавтоинспекции не прочь подоить автовладельцев, особенно тех, кто не очень юридически подкован.

Однако сегодня таких водителей становится все меньше. Просвещению способствует интернет. Так, в данный момент информационное пространство Всемирной паутины переполнено советами о том, как вести себя с зарвавшимся гаишником.

В ходу несколько наиболее распространенных требований, которые якобы можно не выполнять. Мы решили выяснить, действительно ли это так. И обратились за разъяснениями в областную Госавтоинспекцию.

В отделе пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Калужской области нам помогли найти ответы на интересующие вопросы в регламенте (приказ МВД РФ под номером 664), который является настольной книгой всех автоинспекторов.

Итак, сопоставляем «полезные» советы и положения закона.

Требование выйти из автомобиля.

Сотрудник ГИБДД не может заставить водителя покинуть машину, так как у него нет на это оснований, поэтому выходить не надо.

В административном регламенте читаем следующее: «Остановив транспортное средство, сотрудник должен подойти к водителю, представиться (назвать свои должность, звание и фамилию, предъявить по требованию служебное удостоверение, сообщить причину и цель остановки)».

Покидать машину не-обязательно, но в то же время есть уточнение, что действия по оформлению документов могут проводиться в служебном помещении либо стационарном посту, в транспортном средстве — автомобиле.

Таким образом, идти на принцип и отказываться покидать машину не в наших интересах, так как эти действия могут быть расценены как неподчинение законным требованиям.

Положение о том, чтобы выйти из машины, диктуется также необходимостью проверить, присутствуют ли у водителя признаки опьянения, а также для осмотра или досмотра транспортного средства. В таком случае сотрудник службы озвучивает цель своих действий и на законных основаниях предлагает участнику дорожного движения выйти из автомобиля.

Если госавтоинспектор увидел неисправность транспортного средства, нарушение правил перевозки грузов, он должен показать это водителю. Регламент выделяет такие ситуации, отмечая, что «сотрудник вправе предложить участнику» выйти из машины.

Требование предъявить паспорт.

В ПДД говорится, что инспектор имеет право проверять документы на машину и водительское удостоверение, перевозимые грузы, наличие страхового полиса ОСАГО. Об удостоверении личности не сказано.

И все же сотрудник Госавтоинспекции может проверить паспорт. Об этом идет речь в одном из пунктов регламента. Если у него имеются данные, дающие основания подозревать тех, кто находится в салоне, в совершении преступления или полагать, что они в розыске, тогда удостоверения личности нужно проверить. А также если есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении, то есть если вы нарушили Правила дорожного движения.

Кроме того, вас могут попросить стать свидетелем или понятым, и тогда тоже нужен документ, удостоверяющий личность.

Получается, что паспорт все-таки придется предъявить, но в том случае, если автоинспектор озвучит соответствующую статью регламента.

Требование открыть багажник.

Часто госавтоинспектора предлагают водителю показать, что находится в багажнике. Однако в этот момент вам могут, к примеру, подбросить чужие вещи, наркотики и прочие предметы, которые будут свидетельствовать против вас.

Что говорит регламент? Основанием для досмотра транспортного средства, то есть обследования, является проверка данных о наличии в нем боеприпасов, наркотиков. То есть если сотрудник службы захочет проверить машину, он имеет на это право. Ваша задача — в соответствии с законом разрешить ему это сделать в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Требование инспектора прекратить видеосъемку разговора с водителем.

Мы не нашли в регламенте никаких указаний насчет возможности или невозможности видеосъемки со стороны участников дорожного движения. Зато о праве самих инспекторов фиксировать процессуальные действия на фото- и видеокамеру сказано немало. Так, в случае использования сотрудником соответствующей аппаратуры он должен уведомить об этом водителя. А действия должностного лица должны производиться в поле обзора систем видеонаблюдения.

Ответ на вопрос о том, можно ли то же самое делать водителям, дает Конституция РФ, в которой сказано, что любой гражданин вправе совершать фото- и видеосъемку.

Подводя итог, можнозаметить, что приведенные выше требования госавтоинспекторов оказываются верными тогда, когда они обоснованы и правильно сформулированы.

Оспорить инспектора можно, но очень осторожно, зная досконально свои и его права и обязанности. В этом случае, почувствовав в водителе подкованного человека, недобросовестный сотрудник перестанет пытаться манипулировать собеседником, и вы проследуете дальше, сохранив и нервы, и деньги.

Источник изображения specialauto.net.