Уходящая натура

Благоустройством дворовых территорий занимаются управляющие компании, а их дизайном – как правило, инициативные жители домов на собственные средства. В результате в Калуге сформировался своеобразный стиль дворовой скульптуры из подручных средств. Наши корреспонденты прогулялись по знаковым объектам ЖКХ- арта.

Калужские дворы который год цветут и пахнут большим количеством цветов и кустарников. Если вспомнить, это увлечение придомовой зеленью началось лет пятнадцать назад, когда дачи стали не так актуальны из-за повысившегося благосостояния. А раз так, то не обязательно ехать за тридцать километров, чтобы удовлетворить тягу к прекрасному и – к земле. Вышел во двор и сажай нарциссы сколько угодно, было бы время.

Постепенно пришли к идее самодельной садовой скульптуры, так как полисадничку, с точки зрения созерцателя, чего-то не хватало. Фауны и сюжета! – композиции из цветов и искусственных животных обогатили наши дворы эстетической составляющей.

Сразу скажем, что найти дворовые арт-объекты сразу без подготовки не так уж просто. Только в процессе поиска замечаешь, что они есть, как правило, возле старых двух- и пятиэтажек, либо возле девятиэтажек, построенных тоже достаточно давно.

Район Тайфуна порадовал целым оазисом зеленых насаждений, в которых пряталось солнышко с лучами-бутылками, плавали изящные лебеди, искусно раскроенные из автомобильных шин. Из покрышки также было сделано что-то похожее на чашку с ручкой-шлангом.

Среди голубых пролесок целая стая божьих коровок из строительных касок, выкрашенных в красный с точечками цвет, навела на мысль о том, что скорее всего вот таким образом нашли применение выброшенным старым предметам. Если этим инициатором оказался какой-нибудь прораб на заслуженном отдыхе, то – большой респект его смекалкле и образному мышлению!

В соседнем дворике, видимо, живут любители мягкой игрушки, потому что под деревьями и на них, привязанные к пенькам, сидели, висели, слоны, мишки, зайчики, дракончики. То, что жалко было выбросить, и решили продлить им жизнь, поместив в импровизированный зоопарк. Возможно, перед глазами создателей зверинца был пример «Острова погибших кукол» в Мексике.

Еще через дорогу перед девятиэтажкой, в которой находится управляющая компания, нами была замечена небольшая, но выразительная композиция из пеньков-грибков. Шляпки у подосиновиков были сделаны из ржавых чашек, покрашенных в оранжевый цвет, у боровиков были нахлобучены сверху дырявые коричневые тазы. А под грибами кокетливо расположились розовые пластиковые поросята. Подумалось: как хорошо жильцы избавили от головной боли свою УК: не надо выкорчевывать пни и думать, что на их месте посадить!

В самом центре города есть дворик с деревянными скульптурами. Из пеньков и сучков местный умелец сваял лошадь и сидящего человечка. В руке у Буратино была удочка. Самое интересное, что скульптура претендовала на интерактивность – руку можно было повернуть и вставить в нее что-то другое, например, пластиковый стаканчик.

Рыбак был сделан явно с юмором. Также как и военизированный человечек на улице Набережная. О том, что хотели изобразить солдата, говорят надетые на него брюки цвета хаки, каска и военный ремень. Голова человека выполнена из чайника, есть погоны, которыми являются компьютерные диски. В общем, очень смахивает на экспонат из «Музея мусора».

И еще один перл Набережной – это игрушка-собака в будке на клумбе. Вроде как с подтекстом: ни вздумай рвать цветы, объект под охраной.

Насмотревшись дворовых арт-объектов, мы поймали себя на мысли, что все они имеют характерные черты времени и поколения, которое их создавало. Сделаны из отходов, затрат, что называется, ноль, зато прекрасно освежает общий серый фон многоэтажек.

В каждом таком доме есть своя пенсионерка баба Таня и ее муж дядя Вася, которые, одна ухаживает за цветами, а второй вырезает из халявного пластика или жестянок «скульптуры», идеи которых взяты из интернета или – высший пилотаж! – из собственной головы. Их уважают и хвалят за сознательность, за то, что положили личное время и силы на общественный алтарь.

Характерно, что молодые прохожие, которым мы задали вопросы о том, хотели бы они попробовать себя в роли дворовых скульпторов, все как один отказались. Молодежь с любопытством и иронией взирала на пластиковые шедевры и не хотела бы, чтобы в их дворе стояло бы что-то подобное. Поделки из подсобного материала ассоциируются у поколения 21 века с бедностью и провинциальностью.

Его вполне устраивают серийные яркие детские и спортплощадки, которые сейчас появляются повсеместно во дворах. Поэтому, скорее всего, придомовое народное творчество скоро уйдет в прошлое. А его образцы останутся лишь на фотографиях и селфи, которые делает новое поколение в обнимку с пластиковыми шедеврами.