Куклы без Карабаса-Барабаса

Театр кукол 21 марта принимал гостей в своем новом здании. Международный день кукольника собрал в зале лицедеев, журналистов и просто поклонников Мельпомены. Феерический спектакль, яркая выставка погрузили собравшихся в атмосферу детства.

Отмечать профессиональный праздник предложил иранец Дживад Золфагарихо в 2000 году на XVIII конгрессе Международного союза деятелей театра кукол. Традицию торжеств открыл день 21 марта 2003 года.

Президент содружества, Маргарета Никулеску, обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить праздник в захватывающий ритуал: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».

Чудеса случаются! Один из трех храмов Мельпомены нашего губернского города, ютившийся в жутких условиях в здании кинотеатра «Центральный», разместился буквально в маленьком дворце, смотрящем на Театральную площадь.

Дом был построен в 80-е годы XVIII века, через пятьдесят лет реконструирован, надстроен мезонином, украшен лепными грифонами. Последние владельцы — Боков и Товраковский — сдавали верхний этаж ресторатору Купцову. В 1990 году здание было передано под один из факультетов культпросветучилища.

И вот оно снова вернулось в епархию культуры. Об этом рассказал художественный руководитель театра Геннадий Скоков.

— Это событие — подарок не только театру, работающему с 1992 года, но маленьким калужанам и их родителям. Оно стало возможно благодаря настойчивости губернатора области. В новом здании зал на 140 мест (а не на 50, как было), мы ставим спектакли не только для детей, но и для взрослых. Вечерний репертуар есть у всех известных театров кукол, появился он и у нас — «Кукольное кабаре «Секонд-хенд».

— Похожее представление есть в театре Образцова — «Необыкновенный концерт», и мэтры показывали его в Калуге…

— Да, и поставил «Кабаре» режиссер из Санкт-Петербурга, лауреат премии «Золотая маска» Петр Васильев. Он уже делал у нас два спектакля: «Илья Муромец» и «Три поросенка». Куклы сложные, все части тела и лица подвижны.

…Год театра в России подарил новоселье куклам и зрителям: целый этаж отведен на цеха мастеров, у артистов — комфортабельные гримерки. А для театралов — кресла-трансформеры синего бархата, подходящие для малышей и взрослых.

Министр культуры области Павел Суслов отметил, что «дети достойны самого лучшего. Теперь не хватает специального театрального автобуса для их доставки на представления. Мы занимаемся этим вопросом».

Калужские мастера владеют всеми видами работы с различными куклами. Ведь среди них есть три основных типа: театр верховых кукол (перчаточных, тростевых), управляемых снизу, театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, театр срединных кукол, управляемых на уровне актеров-кукловодов.

В последнее время в мире искусства, и в калужском театре в том числе, все чаще кукольное представление — это сценическое взаимодействие актеров-кукловодов с куклами. Актеры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой. В XX веке начало этому положил Сергей Образцов в эстрадной миниатюре, где действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа, перчаточная кукла, и его «отец» — легендарный артист.

Во всех трех формах развивалось лихо закрученное действие «Кабаре», серьезные зрители весь вечер хохотали как дети. А уж когда цыганка завыла свой романс — спасу не было. Актеры Елена Андреева, Дмитрий Кайев, Анастасия Клевцова, Ирина Кондратюк, Игорь Красовский, Светлана Рябова, Любовь Сафронова, Эльвира Нежельская, Татьяна Сухорукова, Маргарита Веретенникова, Евгений Макаров, Роман Сухоруков сделали вечер в «Кабаре» острым и запоминающимся.

Работники цехов овладели уникальными профессиями, связанными с изготовлением кукол и театральных декораций, — результат был блестящий.

Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои виды кукол и типы представлений. Истоки этого искусства — в языческих обрядах, играх с овеществленными богами. Все началось еще в каменном веке, когда вырезанные из бивня мамонта фигурки изображали божеств.

История калужского театра богата традициями. Более 20 лет в кукольном доме работала художник Ирина Барышникова. Благодаря ее фантазии многие литературные персонажи приобретали яркое сценическое воплощение. И в фойе их можно рассмотреть в подробностях, сфотографироваться с героями спектаклей.

А потом они принимали поздравления от коллег. Артисты драмы спели и станцевали дивертисмент из «Ханумы». Камерный хор Дома музыки уморительно разыграл знаменитую по мультфильму Гарри Бардина оперу про зайца и морковь.

Театр всегда идет и едет навстречу своим маленьким зрителям и проводит спектакли в детских садах, на школьных площадках, в домах культуры Калуги и районных центров области.

Теперь дети будут подниматься в храм культуры по полированным гранитным ступеням!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.