Ревность «Великолепного рогоносца»

Калужская драма предложила зрителям пьесу бельгийского автора, мастера экспрессионизма Фернана Кроммелинка «Великолепный рогоносец».

Постановка Владимира Хрущева носит подзаголовок «В поисках абсолютной любви». Фернан Кроммелинк (1886 — 1970) — драматург, киноактер и журналист.

Мировую известность получила комедия «Великодушный рогоносец» (1921). Сюжет — порождение экспрессионизма, выражение опустошенности в душах «потерянного поколения», прошедшего Первую мировую. Могло ли искусство благодушествовать после удушения солдат отравляющими газами на реке Ипр?

В первом русском переводе пьеса называлась «Великодушный рогоносец». Трагифарс впервые был поставлен в РСФСР в 1922 году Всеволодом Мейерхольдом. Центральных персонажей играли Игорь Ильинский и Мария Бабанова. В авангардных трансформирующихся декорациях артисты двигались, повинуясь принципам биомеханики, разработанным мастером.

Произведение широко и зачастую очень ярко ставилось и ставится в театрах СССР и России. Пьеса несколько раз экранизировалась, в фильме 1947 года заглавную роль играл Жан-Луи Барро, в ленте 1964-го — блистали Клаудия Кардинале и Уго Тоньяцци.

Сюжет — абсурдистская история о литераторе Брюно, мучимом беспричинной ревностью к жене Стелле, своей звезде. Он влюблен, а она обожает мужа и покорна ему во всем. Но извращенная мнительность разрушает идеальный мир: не может же лукавая женщина быть верна ему!

Брюно заявляет жене, что успокоится лишь тогда, когда все мужчины села, от шестнадцати до шестидесяти лет, пройдут через ее постель. Муж полагал, что сможет узнать настоящего соперника, который не придет на эту «собачью свадьбу». И первый в очереди — друг юности героя, Петрюс (Владимир Прудников). Невинная Стелла включается в оскорбительную, самоубийственную игру, но в итоге сбегает с волопасом (Ярослав Орляченко).

История кажется дикой лишь потому, что доведена автором до логического конца. На самом деле у каждого мужчины в душе шипит мысль: «Раз она так хороша со мной, значит, и другому не откажет». О том же — «Крейцерова соната» Льва Толстого: чувство собственности развращенного человека — не любовь.

В первом действии показано идеальное новенькое счастье, еще не распакованная мебель в доме молодоженов, буржуазный уют. Брюно хорошо зарабатывает, сочиняя письма влюбленным и тексты для лживых теленовостей. «Срубили в заповедном лесу десять деревьев? А мы скажем — сто и сможем рубить сколько захотим!» — предлагает он бургомистру (Валерий Смородин). Поэтому фоновый показ демонстраций протеста на большом экране органичен. Не жизнь такая, мы такие, это бесчестный Брюно сделал мир зоной агрессии.

В знаменитой «золотомасочной» постановке Петра Фоменко Брюно играл острогротескный Константин Райкин. В калужском спектакле его воплотил Леонид Клец, по психофизике — сама норма, уравновешенность, позитив. Тем страшнее оказалась пропасть, открывшаяся в душах тех, чье имя — легион, и артист достоверен в саморазоблачении персонажа.

Ревность — естественное природное чувство, оно возникло миллионы лет назад. Его благая цель — не чужих детей разводить, а пустить собственные гены по пути эволюции. Но ревность Брюно питается лишь тщеславием.

Желание откровенно похвастать красотой жены, выставить ее напоказ, как дорогую собственность, отражено во множестве мифов, анекдотов. «Посмотри, какая со мной девушка, просто картинка!» — «Я и не знал, старик, что ты стал таким передвижником!»

Первое действие трагифарса проходит в современном интерьере. Когда же Брюно обнажает свое истинное лицо, костюмы и антураж становятся брейгелевскими. Философ Бердяев предсказывал приход нового Средневековья, а в сознании миллионов оно никогда и не кончалось. Стелла молит о пощаде, но получает ответ: «Я не друг тебе, я тебе муж!» Просто фильм ужасов «В постели с врагом»!

Елизавета Лапина органично провела линию роли Стеллы. Вспомнилась даже героиня из киношедевра Ларса фон Триера «Рассекая волны», оказавшаяся в похожем тупике. Феноменальная пьеса повлияла на многие талантливые и правдивые ленты современности, и все они — плоть от плоти

экспрессионизма. Не случайно режиссер закончил спектакль, как фильм, титрами на огромном экране.

Главный режиссер театра Владимир Хрущев сказал, что работа над спектаклем шла два месяца. Сегодня этот срок — роскошь, и количество перешло в качество, в сыгранность дуэта центральных персонажей.

Мельчайшие детали тщательно выверены, даже корректоров произношения текстов на иностранных языках включили в список создателей представления.

Второй ударный момент спектакля — показ общества тотальной электронной слежки. Действие разворачивается на сцене, но одновременно мы видим его фрагменты по телевизору и на огромном экране. Помощник главного героя, Эстрюго (Сергей Путинцев), преображается в электронный «умный дом», шпионящий за хозяевами.

…А в ложе трио музыкантов (Дмитрий Винокуров, Григорий Бирюлин, Илья Даринцев) все играло «Я больна» певицы Далиды, сестры Стеллы по доле. Войдите в этот спектакль, как в лес, отыщите свою тропинку.