Шаги по земле

Председателя Калужского аграрного союза Владимира Сенцова знают все, кто всерьез и давно работает в этой сложной и столь необходимой людям отрасли. Перечитала написанную им книгу. Но только о себе он говорил очень скупо — все больше о людях да об истории своего любимого села Кудинова Малоярославецкого района.

Сегодня в основном речь пойдет о его депутатской деятельности. Именно он в составе комитета по законодательству областного парламента первого созыва четверть века назад прокладывал дорогу к сегодняшним успехам Калужской области.

В 1971 году он работал машинистом компрессорных установок на железной дороге в Костромской области. Потом была служба в армии, сельхозвуз. По распределению в 1980 году приезжает в Калужскую область в совхоз «Кожуховский» Дзержинского района. Должность — главный инженер. Через шесть лет его назначают директором совхоза «Остроженский». С 1992-го он — первый заместитель главы администрации района, курирует сельскохозяйственную отрасль. Спустя два года Сенцова избирают депутатом Законодательного собрания Калужской области.

— Первый созыв областного парламента, который возглавляет Валерий Сударенков. Известно, каково было положение в стране, а значит, и в области в 1994 году. Ваш комитет должен был написать первые законы. Наверное, это было нелегко, ведь депутатский корпус был в политическом отношении многополярным?

— Вначале комитет возглавлял Виктор Квасов. Но очень скоро началось создание казначейства, и он был отозван на работу в новое ведомство. Во главе комитета стал нынешний министр сельского хозяйства Леонид Громов. Он большой политик, и, каковы бы ни были жаркие споры и разногласия, он умел, как сейчас принято говорить, найти консенсус. Пожалуй, труднее всего было Валерию Васильевичу Сударенкову. Конечно, он не юрист и опять же не профессиональный дипломат, но он умел тихо продавливать нужные решения. А еще у него прекрасный талант — он умеет слушать!

— Нелегко вам было раздваиваться: с одной стороны — ворох обязанностей в районе, с другой — парламентская деятельность. В вашей зоне ответственности были три района. Из крупных проблем, осталось ли в памяти большое «прорывное» дело?

— Помню, в Медынском районе руководство льнозавода пожаловалось на речку. Ее воды губили помещения, заливая их водой особенно в период паводка и летних ливней. Тут пришлось походить по кабинетам, ведь нужно было получить разрешение на отвод русла. В части экологии ничего не было нарушено. Прокопали новый канал, завод был спасен.

А вот в части своих обязанностей порой действительно было непросто. Решая какие-то проблемы района, я не мог прикрываться своим депутатским мандатом. Приходилось выбирать другую тактику. Вот, к примеру, такой случай. Глава района Виктор Сергеевич Бабурин был в командировке. И мне пришлось ехать в областную администрацию с защитой бюджета. Губернатором тогда был Александр Васильевич Дерягин. Он посмотрел мои отчеты и говорит: «Что-то вы тут много нарисовали». А я в ответ: «Так вы сами нас учили просить побольше!» В зале повисла напряженная тишина. Это кто такой осмелился спорить с губернатором?! А Дерягин не обиделся и подписал документ.

— Давайте вернемся к «провальным» девяностым. Сейчас, по прошествии времени, политологи-аналитики уже четко обрисовали причины развала Союза. Были за океаном хорошие учителя, а у нас отыскали послушных учеников. Как могло случиться, что рухнули гиганты-заводы, обанкротились и хозяйства-миллионеры.

— Развал начался не сразу. Все зашаталось где-то с 1994-го года. Вы удивитесь, но скажу так: всего у нас было навалом. Только весь этот продуктовый оборот с чьих-то глупых распоряжений тормозился — межрегиональные связи были разрушены. У нас, к примеру, картофель девать было некуда. Такое же перепроизводство наблюдалось и в соседних областях. Был у меня хороший друг в Краснодарском крае, жаловался, что у них подсолнечного масла — хоть залейся. А у нас его — ноль. И тогда мы на свой страх и риск совершили обмен: повезли на юг вагоны картофеля, а оттуда — цистерны с маслом.

— Очень хорошо помню годы, когда ваша работа была связана исключительно с селом. В 1997 году вы ведь получили предложение возглавить знаменитый на всю область Кудиновский племзавод имени В. Цветкова. И тогда вы спорить с директором аграрного департамента Анатолием Стеликовым не стали?

— Конечно, я дал согласие, потому что знал — таких специалистов, как в Кудинове, нигде не сыскать. Но это была черная полоса для хозяйства. От его былой славы не осталось и следа: производство в тупике, стадо сократилось до неприличных размеров, финансовое состояние аховое.

Первый день работы принес кучу сюрпризов: на свиноферме закончились корма, за долги перед газовиками назначен аукцион по продаже автопарка хозяйства. Через пару дней в кабинете появилась группа крепких парней и потребовала срочно вернуть долг по кредиту — 1,5 миллиона рублей.

Из энергосбыта — извещение об отключении света. Вот тут мне предстояла борьба. Выиграл.

— Я довольно часто бывала у вас. Хорошо помню знакомство с новым сельским микрорайоном, где на красивых улицах для специалистов построены отличные, со всеми удобствами дома. Сегодня их, конечно, еще больше. Построен даже стадион. А теперь у вас в голове новые задумки — хотите написать историю древнего села Кудинова. Отыскали старинную книгу XVIII века «Курс родиноведения». Как это сегодня актуально!

— Идея построить в селе музей появилась давно. Выкупил здание старой котельной и начал его преобразовывать. В принципе, работы сегодня почти завершены. Помимо комнат с экспонатами на чердаке разместим обсерваторию. Как вам? Жители меня все время тормошат: когда открытие?

Еще одно архиважное дело стартовало в этом году — мы открыли агрокласс. А здесь — слова благодарности давнему региональному инвестору Штефану Дюру. Этот человек, работая в аграрном бизнесе, безошибочно выстраивает стратегию на перспективу. Нужны грамотные кадры? Значит, такой класс открывает в крупной сельской школе и агитирует старшеклассников на нужную профессию. Преподаватели есть — заключен договор с филиалом нашей сельхозакадемии, стипендию обещает Дюр.

…Коротко рассказала о жизненном пути депутата Владимира Сенцова. Мне кажется, если бы составы всех парламентов состояли из таких Сенцовых, Россия давно вырвалась бы из оболочки экономических бед, просчетов и заокеанских угроз.

Фото из архива героя публикации.