Ты меня явно не уважаешь?

В первом чтении принят законопроект о наказании «за явное неуважение к органам власти в интернете».

Еще до первого обсуждения предложения депутатов новый законопроект стал массовым «мальчиком для битья». Кто только не потешался над желанием представителей власти наказать тех, кто не считает их работу продуктивной. Как обычно, подключились записные негодователи, борцы с «режимом» и т.д. Во всем этом бедламе многобуквия благополучно утопили сам законопроект.

Так что же все-таки нам предлагает сенатор Клишас? Цензуру, дубину для свободы слова или хоть какую-то защиту от информационного вранья в интернете? Давайте разберемся.

Законодатели предлагают два проекта. Первый касается непосредственно откровенной лжи в интернете. Он предполагает поправки в статью 13.15 КоАП («Злоупотребление свободой массовой информации»). Штрафы от трех тысяч до 1 млн рублей, в зависимости от того, кто врет: простой блогер, чиновник или юридическое лицо, будут накладывать за распространение «заведомо недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений».

Ну и что здесь плохого? Вы еще не устали от так называемых фейков? Не надоело вам плеваться, поверив очередному унитазному сливу? Или попробуйте встать на сторону чиновницы из Свердловской области Ольги Глацких. Вырванная из контекста выступления фраза, растиражированная где только можно, стала причиной травли человека.

Вы, те, кто, «клеймит каленым железом», хотя бы поинтересовались, что это за человек, чем она занимается. Как успешно поднимает (ну, теперь, наверно, уже поднимала) молодежь в Свердловской области? Нет. Вы лайкнули, хихикнули и забыли. Это лишь один пример. Однако он ярко показывает и положительные стороны поправок в законопроект, и пробелы в сути текста документа.

Что значит «заведомо недостоверной»? Фразу «государство вам ничего не должно» чиновница произнесла. Доказать, что в материале искажена мотивация сказанного практически невозможно. Да и мало кто рискнет сегодня открыто защищать чиновников. Таким образом, даже в этом конкретном случае поправки в закон не будут действовать.

Возьмем другой пример. Теоретический. Некто написал, что руководство города не обращает внимания на проблему вывоза мусора. Текст, скажем, такой: «Сотни мусорных пакетов валяются перед контейнерной площадкой». Чиновник под угрозой лишения теплого местечка пошел, посчитал, и оказалось, что пакетов 83. Недостоверная информация, извольте штраф.

Расплывчатость формулировок, возможность диаметрально противоположных трактовок — вот главная проблема предлагаемых поправок, но совсем не сам факт их внесения. Кстати, вольность трактования тоже можно расценить как явное неуважение к гражданам страны. Теоретически.

Вторая часть поправок как раз и касается наказания «за выражение явного неуважения к обществу в общественных местах, надругательство над государственными символами и оскорбление представителей власти». Здесь, понятно, волна стеба в интернете обрушилась на последнюю фразу: оскорбление представителей власти.

Простите, но как бы мы ни относились к человеку в должности, кто нам дал право на его оскорбление? Слава богу, мы до сих пор считаем признаком дурного тона неумность, переход в споре на личность. Я сейчас речь веду только об «общественных пространствах». «О чем говорили отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на литовской границе», нас не касается. Как не должны мы обсуждать личные разговоры.

Именно поэтому я считаю, что слитые в сеть частные разговоры должны быть наказуемы. Но только они. Если же человек, независимо от того, чиновник он или дворник, говорит что-то или пишет в интернете, он должен нести ответственность за переданную людям информацию.

Соглашусь, что в представленной формулировке «явное неуважение» вполне может стать щитом для мерзавцев при портфелях.

«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», увы, это действительно так. Эмоции на явное пренебрежение к гражданам, хитроумные схемы «отъема денег у населения» и четкие мотивировки законодательства очень часто несовместимы.

Депутаты попытались это сделать. Так, может, вместо глумления над их идеей помочь им найти приемлемые формулировки для действительно нужного документа. Документа, который в идеале сможет хоть немного очистить от мусора, заказной травли, вранья то пространство, в котором живут сегодня очень многие жители страны, – интернета?