Нечего на рисунок пенять

Внимательно вглядываясь в рисунки своего ребенка, можно понять многое о нем — и о себе.

Оговорюсь, анализировать детские картинки можно лет с четырех. До этого возраста наши чада способны в лучшем случае рисовать пузатых человечков с палочками вместо рук и ног.

Когда в рисунке начинают присутствовать остальные черты лица (а не только глаза), пальчики, одежда, прическа, можно проанализировать шедевр на предмет того, все ли благополучно в эмоциональном состоянии самого художника, а также в его семье.

Рисуя, ребенок, как правило, изображает себя, любимого, в центре. Если же он оказывается с краю, отдельно от родителей, значит, чувствует свою изоляцию от них.

Счастливый и уверенный в себе малыш рисует себя улыбающимся, со ртом до ушей, с распахнутыми руками и растопыренными пальчиками.

Если в рисунке руки у него прижаты к телу, короткие или вообще отсутствуют — тревожный симптом. Это может говорить о неуверенности в себе, неумелости. Так как о своих качествах маленький человек судит прежде всего по высказываниям взрослых, возможно, они слишком часто его критикуют, не довольны им.

Расположение членов семьи на картинке указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой.

Страх и агрессия на детских рисунках выражаются в изображении слишком длинных рук, кулаков, зубов, острых ногтей. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить, либо ему приходится подавлять в себе злость.

Если большие, просто огромные руки-грабли появляются у другого члена семьи, то, скорее всего, это он отличается агрессивным поведением.

Когда ребенок шести — семи лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого (с четко выделенным бюстом, с бородой и усами) — это может насторожить. Психологи в этом случае советуют обратить внимание на окружение. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация, которая может его напугать?

Посмотрим на преобладающие цвета в детских рисунках. Если, конечно, художнику доступна большая палитра, в другом случае он будет выбирать краски из имеющихся в наличии.

Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Если говорить конкретно, то выбор того или иного цвета отражает психологическое здоровье юного живописца. Темно-синие тона в рисунках говорят о том, что человечек сосредоточен на своих проблемах, хочет покоя. Любители зеленого более уравновешенны, независимы, любители красного сильны, агрессивны, возбудимы. Те, кто рисует коричневым и черным цветами, испытывают отрицательные эмоции, дискомфорт, стремление к разрушению и протесту.

Вот такие нюансы можно увидеть в детских каракулях. Однако, сделав себе заметку, не будем строить далеко идущие выводы. А за интерпретацией, если что-то насторожило, лучше обратиться к специалисту, который поможет составить целостную картину.