Экотехнопарк или свалка?

Недостаток информации порождает у жителей недоверие к предприятиям по утилизации и переработке отходов.

В последнее время в редакцию часто обращаются читатели, которые беспокоятся по поводу строительства на их территории полигона ТКО.

Дровишек в огонь подбрасывают чиновники, которые в ответ на просьбы журналистов дать ту или иную исчерпывающую информацию по этому поводу выдают отписки вроде «вопрос прорабатывается».

Примечательно, что жители области начинают бить тревогу по поводу мусорной темы, что называется, еще на ровном месте. Как только дачники или селяне узнают, что ближний к ним кусок муниципальной территории переводится из категории земель сельхозназначения в земли промзоны, появляются слухи о том, что здесь под видом экотехнопарка построят полигон ТБО или даже свалку.

Понятно, откуда такие опасения. На фоне мусорных войн, которые ведутся в ближайшей к нам Московской области и других регионах, земляки с тревогой ожидают, что и у нас произойдет что-то подобное. И пытаются не прозевать момент, когда возражать против размещения вредоносного предприятия будет поздно. Все мы хотим жить в экологически чистом месте, вдыхать запахи цветов, а не задыхаться от сероводорода.

Для того чтобы помочь нашим гражданам разобраться в этих вопросах, мы решили обратиться к специалисту-экологу. Нашим собеседником стал известный в области человек, профессор кафедры ботаники, микробиологии и экологии КГУ им. Циолковского, академик Российской экологической академии Алексей Стрельцов.

Полигон, мусорный мегапарк, санкционированная свалка — каких только определений мы не услышали от наших читателей по поводу существующих и возможных проектов мусороперерабатывающих комплексов! На наш взгляд, налицо явная путаница понятий, которую можно объяснить: мусоросортировка — дело новое, практически не освоенное.

Алексей Стрельцов дал разъяснение:

— Полигон — специализированное согласованное место для захоронения ТКО. Здесь производятся уплотнение ТКО, пересыпка грунтом, предотвращение самовозгорания, дренаж фильтрата с тела полигона, очистка дренажных вод на очистных сооружениях.

А вот свалка санкционированная — разрешенное место для складирования ТКО, но в настоящее время официально такой категории размещения ТКО уже нет, все свалки являются несанкционированными.

Что касается экотехнопарка, или мусороперерабатывающего комплекса, завода, его функции намного обширнее. Здесь и сбор ТБО, и мусоросортировка, и переработка отсортированного вторсырья. Может быть заявлено изготовление топливных брикетов (в частности, для использования на заводе «Лафарж») или сжигание органики для получения тепловой или электроэнергии, компостирование органики.

Отходы, обедненные после сортировки от вторичных фракций, так называемые «хвосты», все-таки захораниваются. То есть, добавляет Алексей Борисович, полигон для захоронения все равно в любом экотехнопарке будет.

Однако есть разница в том, будет ли утилизация заявлена в проекте на первом месте или целью является переработка ТКО.

Можно ли на стадии проектирования распознать, что, несмотря на название — «Экотехнопарк», будет все-таки полигон? К примеру, один из наших читателей из калужского пригорода на основании собственного анализа пытался нас убедить, что хотят построить полигон. Количество рабочих мест — всего 50 — 60 человек, при этом декларируется глубокая переработка. Так как, по его мнению, у нас пока нет системы разделения отходов на ранней стадии, он подозревает, что такое количество рабочих не справится с объемами.

Это, повторюсь, мнение людей. А на самом деле возможна ли глубокая переработка при таком количестве рабочих мест? В настоящее время существуют мусоросортировки в Обнинске, Калуге, Сухиничах. В частности, в Калуге на заводе по производству альтернативного топлива возможна сортировка на несколько десятков наименований. В проекте экотехнопарка в окрестностях деревни Михали в Износковском районе предусматриваются теплицы, мусоросжигание и обработка древесины.

По словам Стрельцова, количество рабочих мест зависит от технологий переработки отсортированных ТКО и должно быть обосновано в проекте экотехнопарка. Если неизвестны технологии и степень переработки (получение вторсырья или готовой продукции), говорить о количестве рабочих мест невозможно.

Экотехнопарк в Михалях вызывает опасение: слишком близко вода, болотистое место. Поэтому чтобы она не размывала места хранения и не способствовала прониканию отходов в питьевую воду, якобы нужно будет осушать территорию, то есть произойдет обмельчание рек, водоемов.

Стрельцов на это отвечает следующее:

— Вода на поверхности в Износковском районе не грунтовая, а так называемая верховодка. Она ничего «размыть» не может. Опасность представляет фильтрат с полигона, попадающий в грунтовые воды (водоносные горизонты), в частности, используемые для питья. Возможность или невозможность их загрязнения выясняется при проведении геоэкологического обследования территории. Однако в любом случае есть технологии, позволяющие предотвратить загрязнение грунтовых вод (бетонирование основания, выстилание специальным изолирующим материалом и прочее). Об осушении вообще речи быть не может.

— Еще один вопрос, который остро волнует жителей тех мест, которые оказались или окажутся рядом с предприятиями по переработке биологических отходов. Запах с территории может быть очень сильный. А есть ли какие-то критерии удаленности таких объектов от населенных пунктов? И как быть с запахами?

— Нормативов на концентрацию запахов нет. Есть ограничения по расстоянию от населенных пунктов (предприятие должно быть не ближе 1 км) и от аэропортов (не менее 15 км).

Биологические отходы должны либо поступать на полигон, либо сжигаться или складироваться в навозохранилищах. Но в любом случае должен быть проект, и в большинстве случаев проведена экологическая экспертиза. Именно на эти детали, прежде всего, стоит обращать внимание и требовать с властей предоставления данных об этом.