Башмет: от Путина – к калужанам

Концерт Юрия Башмета стал сенсационным. Благодаря Президенту России выступление камерного ансамбля «Солисты Москвы» превратилось в марафон — они играли четыре с половиной часа! И только с помощью губернатора маэстро вообще добрался до Калужской филармонии.

Концерт начался с двадцатипятиминутным опозданием, но, как слушатели узнали позднее, по важной причине. Шелковый, безупречный, выразительный звук струнных в новом блеске представил программу популярных шедевров. Ансамбль играл мощно и вдохновенно.

Один непосредственный, раскрасневшийся слушатель из партера, видимо, редкий гость классических программ, громко высказывал недоверие, предполагая, что оркестранты играют под фонограмму: «Не может один контрабас давать такой звук!». Смотря кто и на чем играет! Музыка была живее всех живых, богатство обертонов редкостных инструментов придавало неожиданный смысл хорошо знакомым произведениям.

Юрий Башмет в 1986 году создал камерный ансамбль «Солисты Москвы», в полном составе покинувший Родину и маэстро в 1991 году, во время гастролей по Франции. Через год он собрал и возглавил коллектив «Солисты Москвы» в новом составе. Ансамбль дает не менее 90 концертов в год, объехал земной шар уже более 34 раз!

Спасибо ведущей вечера, напоминавшей публике, что между частями произведения аплодировать не нужно. Эта странная повадка проникла в калужские залы лет восемь назад, видимо, в связи со сменой контингента слушателей. «Дивертисмент», «Маленькая ночная серенада» Моцарта, «Воспоминания о Флоренции», «Серенада» Чайковского, «Две норвежские мелодии» Грига исчерпали запланированную программу, а Башмета все нет!

Ведущая сообщила, что он опаздывает на концерт не к семи, а к семистам калужским меломанам из-за срочной встречи с Владимиром Путиным «по вопросам искусства и культуры». Действительно, у артиста неформальные отношения с главой страны. Например, в 2008 году Владимир Владимирович лично сообщил по телефону находившемуся на гастролях по Японии Юрию Абрамовичу о присуждении «Солистам Москвы» премии «Гремми»!

Концерт продолжался, и, когда уставшие музыканты уже дошли до «Чардаша», в пол-одиннадцатого вечера на сцену вышел автор и ведущий телепрограммы «Вокзал мечты». На груди лауреата Государственной премии СССР и четырех Государственных премий РФ блестел медальон с эмалевым изображением герба Москвы, Георгия Победоносца.

Маэстро начал с извинений. «Спасибо за гигантское терпение! У меня такое опоздание в жизни в первый раз». Не напрасно артист благодарил публику, в зале собралась соль земли, интеллигенция, другие бы давно разошлись по домам. Большую часть слушателей составили учителя, которым предложили билеты по доступной цене.

Для многих из этих людей филармония с детства была вотчиной, общение с классикой — привычкой, потребностью. Теперь же концерт стал редчайшей отдушиной. Это они создали атмосферу тонкой живой реакции, умного внимания. Многие из поклонников, приехавших на общественном транспорте, купили артистам прекрасные букеты. Жители отдаленных микрорайонов, чтобы попасть на последний рейсовый автобус, покинули зал в десять вечера, но цветы сложили у сцены, хотя мечтали лично вручить знаменитости.

Юрий Абрамович объяснил опоздание. «В Москве есть такая поговорка: «пятница-развратница», так и получилось. Но была самая важная встреча… Хочу поблагодарить моих коллег, но в их успехе есть и грустная нотка — они без меня обходятся!» Действительно, оркестранты до середины XIX века выступали без дирижера, по знаку первой скрипки, которая в этот раз была просто экстраординарна!

Маэстро, сидя, развернулся в сторону виолончелей, и полился «Ноктюрн» Чайковского. Высокохудожественное исполнение было усилено красивым резонансом альта, созданного Паоло Тесторе в середине XVIII века, в виолончелях.

После саркастичной «Польки» Альфреда Шнитке из спектакля «Ревизская сказка» маэстро рассказал о дороге.

«Домчались благодаря решительности губернатора, который сказал: «Будем ждать до конца». С середины пути нас вела машина ГИБДД на скорости минимум 160 километров в час. Вот бы удивился «Шумахер», который ее гнал, узнав, что сопровождает не Лепса или Киркорова! Хотите, всю ночь будем играть, правда, я не спросил мнения коллег…»

Зал встал, овацией даря прощение и восхищение мастеру. Третьим и последним произведением, исполненным знаменитостью, было «Ларго» из концерта Вивальди.

После двадцатиминутного ожидания, в двадцать минут двенадцатого, самых стойких музыкально одаренных детей Калуги пригласили сфотографироваться с артистом и губернатором Анатолием Артамоновым, который чудом доставил легенду в город. Ранее запланированная беседа с вундеркиндами, конечно, не состоялась, но музыка сказала тысячи слов. Автограф маэстро оригинален. Вместо первой буквы он нарисовал знак басового ключа и расписался по-английски.

Так концерт обернулся незабываемым приключением, и главными его героями стали семьсот меломанов, с энтузиазмом выдержавших марафон. Спасибо организаторам свидания с «нескучной классикой» за то, что в зале собралось так много поистине культурных людей!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.