Время и вечность для «Золотого витязя»

В московском театре «На Покровке» в рамках форума «Золотой витязь» 3 декабря состоится показ пьесы Андрея Убогого «Музей исчезнувших вещей». У МХТ был доктор Чехов, у Калужского ТЮЗа — доктор Убогий. Знай наших!

Международный славянский театральный конкурс «Золотой Витязь» — с 2002 года часть Славянского форума искусств. Его цели — укрепление традиций русского реалистического театра, популяризация национальной классической драматургии.

Владельцем увесистой и весомой статуэтки лауреата уже стал калужский поэт Вадим Терехин. Дорожка протоптана, будем ждать благожелательных отзывов столичных мэтров.

Калужский ТЮЗ, и главный режиссер Михаил Визгов, и артисты уже сжились со стилем и мировоззрением автора, с успехом поставив его пьесу «Сестры». В новом произведении так же, как в судьбе человека и общества, сливаются трагедия и комедия, фарс и романтика.

Драматург — эксперт по светлым и темным сторонам жизни, врач каждый день видит людскую боль, смерть и стремится защитить больного. Правда, вместо копья витязя в руках у него — скальпель. Андрей Убогий родился в семье врача и прозаика, на судьбе сказались и гены, и домашняя библиотека. Уже 32 года он работает хирургом-урологом в Калужской городской больнице скорой помощи.

Член Союза писателей России с 1993 года, прозаик, эссеист, литературовед, стал лауреатом всероссийских литературных премий, в том числе премий имени Леонида Леонова, Вадима Кожинова, братьев Киреевских. Как драматург Андрей Юрьевич дебютировал в 2008 году пьесами «Сестры» и «Метаморфозы, или Странности любви». По последнему произведению режиссер Александр Плетнев снял кинофильм!

Пластичность образов, диалектизм позиций персонажей придают пьесам сценичность, органично развитую артистами. Герои изменяются на глазах у зрителя, находятся в поиске пути. Их внутренние «я» постоянно в диалоге, а ведь колебание — основа познания.

Обладатель награды благотворительного общественного фонда «Московский фонд мира», ордена Гиппократа, Убогий наделен главным инструментом выживания вида — состраданием. Чувствуется, что драматург любит и жалеет в своих персонажах всех людей.

«Герои совершают путешествие во времени, старики на миг возвращаются в юность».

Дед (Анатолий Сотсков) описан как «настоящий интеллигент — то есть человек исчезнувшей породы». Она (Евгения Одинцова), несмотря на возраст, легка и изящна «как крыло стрекозы». В юности их первая любовь не состоялась, развела робость и гордость.

Дед — физик, на ты с теорией относительности и квантовой механикой. «Предметы — особенно старые — занимают не только пространство, но искажают и силовые поля — и, возможно, влияют на время».

Седовласые влюбленные встретились спустя 50 лет, посетив с внуками музей советских вещей. Смотритель (Станислав Горталов), извиваясь, как приказчик, заверяет: «У нас все экспонаты подлинные! Наше прошлое — настоящее!» Дивный слоган нашел в зале отзвук, а персонажи «вошли дважды в одну реку», очутились на свидании в 1970 году, даже с Гераклитом там встретились. Старую пару, вернувшуюся в «юность номер два», по замыслу Юрия Андреевича, должны играть те же артисты, что и внуков (Таисия Казакова, Тимофей Красных). Но в постановке помолодевших влюбленных воплотили калужский Антиной Кирилл Ланцев и яркая, характерная Анна Костина.

Сколько раз каждый мучился поздним раскаянием, как герой пьесы. «Да, а если бы я тогда все-таки ей позвонил и попросил прощения — может, вся жизнь сложилась бы по-другому? Не так бестолково-бездарно, как она прошла у меня?»

И вот стрелки второй раз прошли по кругу, их любовь осуществилась в другом измерении. Платой оказалось полное изменение судьбы, потеря будущего, в том числе любимых внука и внучки. Вслед за «парадоксом близнецов» Эйнштейна появился «парадокс влюбленных» Убогого.

Будто булгаковский Коровьев, смотритель музея восторгается: «Замечательный, замечательный выбор! Всегда молодой — и всегда среди тех предметов, которые вы так любите». Отказавшись от своего времени, герои оказываются в вечности, вроде варианта Свидригайлова, «бане с пауками». Героиня из нее сбежала, а герой застрял вечным экспонатом.

В сети автор разместил комментарий к пьесе, и он гораздо ностальгичнее. «Кто из нас равнодушно касался того, что держала рука наших предков?

История — это мнение победителя; но побеждают, как мы с вами знаем, далеко не всегда самые лучшие и правдивые.

Старинные предметы служат своего рода аккумулятором нашего знания, памяти, чувства.

В наши дни предметный мир вообще начинает быть призрачным — одноразовым или виртуальным — и это не может не сказаться на нас, людях». Чувства, отношения тоже стали одноразовыми — сто процентов первых браков распадается.

«Из зрителей в театре истории мы сами стремительно превращаемся в его персонажей. Если пьеса написана о великих, то она — всего лишь о великих; если же пьеса изображает обычных людей в их обыденной жизни, то она — обо всех нас».

Драма тем поучительнее, что зритель на своих костях убедился: мы живем в интересные времена, устроенные, как разъяснил автор, чертями — лемурами!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.