Кто благословил раскол?

В областной библиотеке имени В. Г. Белинского состоялось очередное заседание устного журнала «Лад», где гостем одной из его страниц стал представитель Калужской епархии отец Сергий (Комаров). Программа весьма актуальна — раскол Православной церкви.

Кто благословил раскол?

Что произошло в, казалось бы, таком прочном и веками отлаженном церковном сообществе? Кто стал режиссером и дирижером новой смуты и кому это выгодно? Две отправные точки — Константинопольский и Украинский патриархаты. Все решается именно на этих площадках, вроде бы Русская Православная Церковь (РПЦ) вообще не имеет к неминуемому расколу никакого отношения.

Все это по своим масштабам и драматизму несравнимо с Великим разделом Церкви в одиннадцатом веке, когда образовалась Римско-католическая церковь на Западе с центром в Риме и Православная на Востоке с центром в Константинополе. Нынешний раскол будет много острее по простой причине — число храмов, приходов и верующих многократно возросло. Как, впрочем, и разгул насилия со стороны украинских радикалов, захватывающих, разоряющих, уничтожающих православные храмы.

То, что ныне враждебная нам Украина всякий раз ищет любой повод, чтобы развод некогда братских стран как можно ярче живописал могущество нынешней там власти, а заодно больно щипал, принижал Россию — это неоспоримый факт.

Вот и ныне дуэт Порошенко — Филарет ринулся в бой: за власть, за деньги, за превосходство над всеми, кто не с ними.

Им так хочется заполучить долгожданную автокефалию, то есть полную самостоятельность и изолированность от других поместных церквей. Кстати, их всего пятнадцать, в том числе Константинопольская, Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и т.д. Будет ли такая у Порошенко?

В двух словах о митрополите Киевском и всея Украины Филарете. После смерти патриарха Пимена в 1990 году он очень надеялся занять патриарший престол. Однако Поместный собор РПЦ тайным голосованием избрал митрополита Ленинградского Алексия. В это время на Украине зрела смута под лозунгом «Самостийную церковь — самостийной державе!». Филарет воспользовался случаем и при поддержке украинских властей и националистов создал «Украинскую православную церковь Киевского патриархата», за что в 1992 году был лишен РПЦ духовного сана.

Есть информация, что позже он раскаялся и даже написал покаянное письмо. Но, скорее всего, это был просто очередной политический трюк, которым так славятся украинские политтехнологи. Однако нельзя отрицать достоверность информации, что Филарет в 92-м году поклялся епископату РПЦ не допустить церковного раскола на Украине, решительно отказаться от насилия и захвата храмов, взаимных обвинений и упреков, забыть старые обиды… и т.д. Клятву нарушил. Что тут скажешь? Человек, носящий на рясе крест и обращающий к народу слова Божественной проповеди, внутри — с гнильцой. Иными словами — лжец.

Кто благословил раскол?

Точка зрения отца Сергия здесь несколько иная. Центром зла он считает не Украину с властолюбцем Филаретом, а именно Константинопольскую патриархию, которая выводит себя за рамки канонического поля. Исполнителем главной роли здесь стал ее глава — патриарх Варфоломей. Недавно отец Сергий побывал в святых местах. Оказывается, центр православия не так уж велик и величественен — всего три здания. Правда, есть еще гора Афон, куда стекаются верующие, а также с удовольствием приезжают политики и высокие лица Российского государства. Едут к святыням, едут к премудрым старцам. По мнению отца Сергия, так будет и впредь.

Константинопольская патриархия пока остается главенствующей в православном мире, несмотря на то что рамки Московской и даже Украинской в разы больше. Отсюда и амбиции в борьбе за статус быть первой на планете. А пока по праву главного 11 октября Синод Константинопольского патриархата подтвердил свое намерение предоставить автокефалию Украинской церкви, а также отменить решение 1686 года, которым Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москвы. Итак, Константинополь взял под свое крыло раскольников и отрекается от собственных исторических решений и обязательств, действуя вне рамок всех церковных законов. Для Константинополя каноны не писаны!

Синод РПЦ, прошедший впервые не в Москве, а в Минске, признал невозможным дальнейшее общение с Константинополем. Как все же церковный раскол отразится на православной пастве? Может ли случиться так, что смута коснется и конкретно нашей области? Отец Сергий настроен очень оптимистично, считая, что истинно верующий человек не должен особенно внимательно прислушиваться к телевизионной пропаганде, где порой распространяется всякая чушь. Не видит он и остроты проблемы сегодняшнего дня, когда Константинополь провозгласил раздел церковного имущества.

Как происходит дележ — эти картинки неоднократно демонстрировал голубой экран. Или это были фэйки? Вряд ли. Мы ведь живем в живом пространстве, и информацию получаем не только из интернета и политических шоу. Живущие на Украине люди рассказывают о зверствах, которые творят радикалы, бойцы Нацгвардии, неонацисты, выстраивающие колонны раскольников в направлении православных храмов. А такой лакомый кусок, как Киево-Печерская лавра, а Почаевская лавра? Нынешняя украинская власть не упустит шанс поправить за счет чужой собственности дырявую казну государства.

Что предпринимает в данной ситуации Украинская православная церковь? Синод УПЦ в обращении к епископату, духовенству, монахам и мирянам подчеркивает, что появление другой параллельной юрисдикции может породить новые народные противостояния, может угрожать безопасности государства и поставит под вопрос возможность единства Церкви на Украине. Константинопольский же патриархат это не слышит, заявляя о намерении в одностороннем порядке (!) предоставить автокефалию УПЦ. Все решает один! Это нам знакомо, как знакомо и лицо заокеанского «учителя».

Священный синод РПЦ высказал решительный протест действиям Константинополя, ибо это решение принято без согласия с Патриархом Московским Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, являясь грубым попранием церковных канонов, воспрещающих одной Поместной церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь другой.

Что ж, утрачен мировой правопорядок, церковный — следом…

Фото Александра АЛЕКСЕЕВА.