Стать лабораторией успеха!

В девятый раз Калуга становится местом проведения международного форума по развитию автомобилестроения и инновационной инфраструктуры «Автоэволюция-2018», организованного деловой газетой «Ведомости» при поддержке правительства Калужской области.

Его участники — представители государственной и региональной власти, корпораций, институтов развития, руководители компаний, эксперты, аналитики.

Нынешняя дискуссия посвящена перспективам развития отрасли. Тема первого заседания — «Прогнозируя будущее: перспективы, тенденции, ключевые проблемы автомобилестроения в России». Федеральный инспектор по Калужской области Алексей Лебедев зачитал приветствие участникам и гостям форума от полномочного представителя Президента России в ЦФО Игоря Щеголева. В послании, в частности, говорится: «Проведение такого значимого мероприятия на Калужской земле свидетельствует о достижениях региона и возможностях развития автомобильной отрасли, инновационной инфраструктуры и привлечении дополнительных инвестиций. Благодаря реализации системной промышленной и инновационной политики в области эффективно действует автомобильный кластер, ведется работа по развитию высокотехнологичных предприятий, успешно осуществляются масштабные проекты».

Огромное число выступающих, но хочется начать с речи нашего губернатора. В своем приветственном слове он отметил, что форум развивается и пользуется все большей популярностью, с каждым годом привлекая новых участников для профессионального диалога. «Мы открыты для взаимодействия в рамках автокластера, — отметил он. — Объем производства автомобилей растет. За восемь месяцев текущего года в области произведено автомобилей столько, сколько не было выпущено за весь прошлый год». Положительно оценив темпы развития кластера, он привел в пример рост объемов производства и увеличение доли экспорта как показателя конкурентоспособности продукции и степени ее востребованности на мировом рынке.

Бесспорно, всем присутствующим на форуме известно то, что наш регион продолжает совершенствовать условия для работы инвесторов, в частности, компаний автопрома. А поскольку о локализации говорили все спикеры, то губернатор высказал мысль о необходимости создания на федеральном уровне особых льготных условий для производителей автокомпонентов, чтобы повысить их интерес к локализации в России и стимулировать к более энергичному взаимодействию с производителями машин. «Калужская область, — заявил он, — готова стать в какой-то степени лабораторией этого успеха, чтобы апробировать здесь все элементы возможного сотрудничества».

Это предложение Артамонова поддержал заместитель министра промышленности и торговли России Александр Морозов. Слушать его было необычайно интересно. Он буквально завораживает уровнем высокого профессионализма и умением вести диалог с любым оппонентом. Конечно, он начал с локализации, обозначив самые горячие точки в этой работе. В первую очередь это вопросы, связанные с двигателями и движителями всех типов, второе — это система трансмиссий и третье — системы управления автомобилем.

По его словам, развитие производства автокомпонентов и их экспорт станут основными точками роста в отрасли. При этом ведомство рассчитывает на партнерство с регионами, где сильно развито автомобилестроение. Здесь он, конечно, имел в виду нашу область.

Но как бы удачно ни складывались взаимоотношения на авторынке, производителям при подсчете прибыли нужно не забывать о том, что доля выручки должна тратиться на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на территории России. И опять же он приводит в пример наш автопром, который выступает в роли эксперта в этих вопросах.

Директор по поддержке экспорта Павел Бурлаченко начал с цифр: по итогам прошлого года продажи за рубеж в автомобильной промышленности составили 3,15 миллиарда долларов США. Доля Калужской области здесь — 10%. И это не только производство автомобилей, но и автокомпонентов. Очень хороший показатель! Говоря о финансовых мерах поддержки экспорта, он обратил внимание на некоторые изменения, касающиеся комплексных экспортных проектов, которые собирается реализовывать компания. С будущего года нас ждут оптимизация мер и формирование комплексных программ, направленных на развитие продукта.

Сегодня Калужский автокластер представлен тремя производителями: Volkswagen, PCMA, Volvo. Всего 28 компаний, многие из которых взаимодействуют с традиционными предприятиями региона. Таким образом, кластер объединяет 31 предприятие, производит более 11% всех выпускаемых в России автомобилей. Его доля в общем объеме производства региона составляет более тридцати процентов.

Калужскими автопоставщиками выпускается практически полная номенклатура узлов и агрегатов, удовлетворяющая производственные потребности автосборщиков как региональных, так и в целом по стране. И что самое главное — калужские предприятия кластера ежегодно наращивают экспортные поставки в другие страны.

Нам, конечно, хорошо знакомо предприятие «Континентал». Его шины идут в 23 страны мира. Благодаря стабильно высокому качеству недостатка в заказчиках у него нет. В минувшем году оно стало лучшим! На высоком пьедестале лидеров-экспортеров — и «Фольксваген Груп Рус».

Генеральный директор предприятия Маркус Озегович не собирается следовать указаниям из-за океана и свертывать свое производство в Калуге. «Мы гордимся успехами завода, — говорит он. — Это касается не только локализации, но и увеличения эффективности логистики. Модель Polo локализована на 75 %, а это значит, что выпуск машины вполне может обходиться без импортных компонентов! Радует и цифра по экспорту — год еще не закончен, а уже за пределы России отправлено 38 тысяч двигателей, изготовленных на калужском «Фольксвагене». Более десяти тысяч автомобилей Skoda Octavia тоже закуплено за рубежом. По итогам первого полугодия завод «Вольво Груп» увеличил производство грузовых автомобилей примерно на 25% по сравнению с минувшим годом. На российском рынке до 80% грузовиков — калужского происхождения. Вот такими семимильными шагами движется наше машиностроение!

Фото пресс-службы Калужского правительства.