Голый декаданс

В центре актуального искусства «PROART’S» показали моноспектакль «Цветочки зла», поставленный Сергеем Арониным по произведениям рубежа XIX века. 

Действо режиссера и актера Сергея Аронина, посвященное декадентству в поэзии и прозе начала прошлого века, завораживало хитросплетением текстов, сменой пространств и костюмов. Декаданс в чистом виде, осмысленный и обнаженный. В одной из сцен актер полностью сбрасывает с себя одежды, прикрыв лишь цензурное место маленькой табличкой. Ошеломленная публика, особенно ее женская половина, тут же бросилась фотографировать спектакль на свои гаджеты и аплодировать. 

Сильное место. Акцент натурального декаданса. Сам же Сергей Аронин с дьявольской полуулыбкой исчез и появился вновь уже одетым. Актер вел за собой зрителя в течение полутора часов. Вел с самого начала, с заявки на лекцию почти безумного филолога, нервно прихлебывая чай. Вел, меняя локации действа, зрители перемещались по пространству центра из одного помещения в другое, чтобы в итоге вновь опуститься в кресла зала, где все начиналось. Круговорот движений, быстрый, почти скороговоркой, стиль произношения текстов, порывистые и вдруг плавные движения самого актера — все это кружило, не отступало и погружало в атмосферу «кокаиновых гостиных» начала XIX века.

Очень цельный получился спектакль. Разные произведения не отделялись друг от друга, но и не являлись продолжением одно другого. Поэтический текст и проза «вязались» как нескончаемый пушистый и теплый шарф, которым хотелось обмотаться с ног до головы в холодный осенний вечер. Особенно когда актер вывел зрителей на уличную террасу.

Любопытно, что назвать персонаж моноспектакля очень трудно. Он зыбок и текуч. То он лектор, то поэт, то фокусник, то какой-то аниматор на пляже. В этом тоже прелесть постановки. Сергей Аронин не акцентирует внимание на себе, вроде бы то, на что мы, зрители, должны обращать внимание, находится не в нем, а перед ним, в его воображении, которое почти материализуется в полуметре от актера.

«Цветочки зла» — первая часть трилогии «Декаденты». В ней Сергей Аронин иронично играет с известным сборником стихов французского поэта-символиста Шарля Бодлера «Цветы зла». Сравнивая и любуясь при этом получившимися образами. В моноспектакле звучат произведения поэтов, названных с легкой руки Поля Верлена проклятыми, стихи и проза творцов Серебряного века, и в финале все приходит к Пушкину. Александр Сергеевич, по крайней мере, так, видимо, считает Сергей Аронин, первый поэт-декадент. Первый, быть может, не по времени, но уж точно по списку.

Трудно представить иную площадку в Калуге, где можно было бы показать «Цветочки зла». Центр актуального искусства очень точно подходит для подобного рода экспериментов. Независимая арт-площадка центр актуального искусства «PROART’S» открылась в Калуге чуть больше месяца назад. Место ее расположения, конечно же, Театральная улица.

Это первый частный культурный проект столь высокого уровня, появившийся в областном центре. Не фестиваль, не акция, а именно мультикультурный центр современного искусства.

С первых же дней работы центр заявил себя как профессиональная культурная площадка. В «PROART’S» прошли спектакли Московского драматического театра имени Есенина, авторского театра «Эскизы в пространстве». Актеры столичного театра «Практика» привозили сюда свои работы. Выставки сюрреализма, лекции о современном искусстве, творческие встречи — все это, безусловно, говорит о том, что «PROART’S» уверенно входит в культурное пространство Калуги.

Леонид МЕЕРОВИЧ: «PROART’S» — эксперимент, который я не брошу

Открытие независимого от сиюминутной политической идеологии культурного центра со столь мощным наполнением в наше прагматичное время — явление почти из области фантастики. Нам удалось поговорить с человеком, который решился на этот эксперимент, вложив в него немалые силы и средства.

Леонид Меерович, крупный бизнесмен и меценат, долгие годы поддерживающий множество культурных проектов (вспомнить хотя бы ставший знаменитым «Мир гитары»), был предельно откровенен.

— Леонид Александрович, зачем вам вкладывать деньги в проект современного искусства, в проект, который явно не принесет ощутимой прибыли?

— О какой прибыли вы говорите? Максимум, о чем я мечтаю в финансовой составляющей проекта, — уменьшить ежемесячную дотацию, тем более что мы хотим и дальше развивать «PROART’S». Надеюсь, что у меня это получится. Временные рамки, которые я для себя определил на поддержку «PROART’S», составляют как минимум два десятилетия. Я уверен в жизнеспособности нашего проекта. Скажу больше, считаю, что у победы должно быть много родителей. В дальнейшем мы хотим создать фонд развития актуального искусства и, если у меня найдутся последователи, будем развивать быстрее.

— А как вам вообще пришла в голову идея создать такой центр в Калуге?

— Сначала возникла идея сделать какое-то памятное место в городе. С супругой Людмилой мы много размышляли на эту тему. Мы уже в том возрасте и положении, когда хочется что-то хорошее сделать для города, для людей. Сначала думали построить красивую видовую площадку на Правобережье, потом размышляли над открытием галереи живописи (у нас собрана неплохая личная коллекция картин). С этой идеей я и пришел к чете Майоровых, у которых уже был опыт создания M-gallery. И здесь, как говорится, мы нашли друг друга. Оказалось, Алексей тоже искал встречи со мной, у него были свои идеи. Вот так в процессе обсуждения и родилась идея создания Центра актуального искусства, с музыкальными и вокальными концертами, камерными театральными постановками.

Конечно, в силу, может, возраста я более консервативен в своих вкусах. Но ведь есть и ИКЦ, и Дом музыки, и областной драмтеатр, поэтому мы решили не конкурировать, а добавить свое. В общем, мы решились на эксперименты…

— Месяц, конечно же, не тот период, чтобы делать выводы, но все же ваши впечатления? Это то, что вы себе представляли?

— В этом проекте я не только инвестировал в помещение, но и занимаюсь формированием его идеологии вместе со всей командой «PROART’S». Пока мне почти все понравилось с художественной точки зрения, но не все с точки зрения организации. Хочется, чтобы как можно большая часть культурной Калуги узнала и заинтересовалась нашим проектом. Мы думаем сейчас выйти за стены центра, оживить Театральную улицу. Сделать ее по-настоящему театральной со всевозможными стрит-фестивалями, творческими акциями, перформансами. Нужно ли это людям? Все зависит от того, как мы это сделаем.

От концепта до рецепта

Придумать и обосновать идеологию нового проекта, а тем более воплотить задумки в жизнь невозможно без команды. На счастье театральной Калуги, сошлись вместе два человека, две семьи, мыслящие гармонично и с единой целью. Чета Майоровых уже имела опыт проведения своеобразных концептуальных творческих гостиных. В новом центре идея окрепла и обрела, на мой взгляд, понятные очертания. Центр актуального искусства «PROART’S» в первый месяц работы весьма убедителен.

С этим согласен и Алексей Майоров, добавив, что первый месяц все спектакли в центре идут аншлагом. Справедливости ради здесь нужно уточнить, что само пространство «PROART’S» очень скромное. Но тем не менее Майоров очень прагматично относится к теме прибыли от искусства:

— Если что-то в искусстве делать хорошо, это всегда с точки зрения финансов. Работа в убыток. Сейчас мы собираем ядро постоянных резидентов в лице московских театров и ведущих актеров. Наша задача — дать возможность калужской публике за совершенно другие деньги, не выезжая в Москву, получать качественный контент. Может быть, такого зрителя не так много, но он есть и готов воспринимать то, что мы предлагаем ему.

Сейчас такой период, в котором практически на каждый спектакль приходит новый зритель. Идет процесс наполнения. Многие говорят о том, что они очень хотят сюда вернуться. Это для нас важно. Программа расписана до октября 2019 года. Нам удается сейчас договариваться с московскими артистами о снижении их гонораров, и они идут нам навстречу. Более того, мы сейчас не зарабатываем на спектаклях — все собранные средства идут на оплату артистам. Иначе сейчас пока нельзя.

Алексей Майоров уверен, что открытие центра нельзя было оттягивать до полной реконструкции здания. Сейчас сценические площадки действуют лишь на втором этаже. Подвальные помещения пока находятся в ремонте. Однако на эти будущие творческие локации уже есть претенденты для показа.