Обрезание Голливуда

Министерство культуры России решило ограничить показ одной кинокартины в кинотеатрах до 35 процентов от общего количества показанных фильмов.

Обрезание Голливуда

По крайней мере, так эту новость опубликовали некоторые российские СМИ. Ни на официальном сайте Минкульта (https://www.mkrf.ru/), ни на портале федеральных проектов, где публикуются новые инициативы для широкого обсуждения (http://regulation.gov.ru/projects#departments=8), на момент написания статьи нет ни слова об этом нововведении. Конечно, можно было бы отнести вброс к очередной газетной утке и спокойно пойти дальше, если бы не солидный бэкграунд идеи министра культуры Мединского.

Вспомним недавнюю историю. Владимир Мединский, встав у руля российской культуры в 2012 году, сразу обозначил приоритеты. В числе прочих важнейшим он косвенно обозначил государственный протекционизм. Особенно в сфере кинопроизводства и кинопроката. Любовь Мединского к кино только радует, однако временами он напоминает наседку, которая в неуемном желании сохранить яйца просто давит их своим телом.

Желание ограничить в прокате прежде всего фильмы иностранного производства у Мединского возникает с незавидной периодичностью. Несколько лет назад подобный проект уже обсуждался и, к счастью, его отклонили. Но министр известен способностью гнуть свою линию. И вот вновь в общество запускается очередной «пробный шар».

Только на этот раз Мединский успешно усилил свои «тылы».

Минкульт фактически подмял под себя Фонд кино, несмотря на многочисленные протесты и просьбы известных режиссеров, продюсеров, руководителей медиахолдингов, среди которых — Тимур Бекмамбетов, Федор Бондарчук, Алексей Учитель, Константин Эрнст. Обращение к Мединскому с просьбой «оставить Фонд кино в покое» нынешним летом подписали 20 ведущих деятелей культуры. Усилился и номенклатурный вес министра.

Зачем ему это нужно? Ведь и западные, и российские блокбастеры соберут кассы и в условиях «обрезания». Вероятно, речь идет о сегменте кинопродукции, который не пользуется особой любовью кинозрителей России, но необходим в рамках декларируемого Мединским госпротекционизма.

До последнего времени министр пользовался «ручным управлением задвижек» кинопроката. Вспомнить хотя бы перенос выхода в январе 2018 года зарубежного фильма «Приключения Паддингтона-2» на более позднюю дату. Чтобы исключить конкуренцию с российским мультфильмом «Садко», Минкульт в мае 2018 года предложил прокатчику отложить премьеру анимационной ленты производства США и Канады «Распрекрасный принц». Наконец, последняя история с «раздвижением релизов» «Мстителя» и «Собибора». Двигать руками Мединскому некомфортно, идея с 35 процентами могла бы облегчить эту министерскую «ношу».

Глобальная же идея министра прекрасна — поднять статус российского кино. Однако методы напоминают старый одесский анекдот про дом терпимости и передвижение кроватей. Собранный «пул госкинодеятелей» нет смысла тасовать, надо его менять. Методы же «запретить и не пущать», конечно, активны, действенны и заметны. Впрочем, и они не приведут к качественному подъему российского кинематографа.

Госфинансирование заведомо средней по уровню профессионализма отечественной кинопродукции не даст желаемого результата. Количество здесь не приведет к подъему качества. Пусть заявленная кинокартина будет хоть трижды патриотична, она не «зайдет» в зрителя и не принесет финансовой выгоды, если будет снята не талантливым, но патриотичным режиссером.

По сути же, инициатива Мединского урезать до 35 процентов прокат одного фильма в кинотеатре означает лишь то, что у российского кинозрителя отнимают часть зарубежного кино далеко не высшей пробы и предлагают смотреть такое же по качеству кино отечественного производителя.
Стоит ли овчинка выделки? Вряд ли. Это похоже на маневры ради маневров: мы стремимся к идеалу, помним, да, идея — поднять статус российского кино, но как его поднять, мы не знаем. Однако мы же стоим у рычагов всей российской культуры, поэтому сидеть сложа руки не имеем права. Таким образом, в сухом остатке от предполагаемого «обрезания» остается пшик в стратегии, но видимая работа в тактике.

Есть, конечно, и иные причины желания Мединского удобнее для себя «рулить кинопрокатом». В недавнем интервью телеканалу «Россия 24» Владимир Мединский умильно сетовал на невозможность давать творческую оценку кинофильмам, спектаклям и т.д. Мол, придет время, когда он оставит свой пост, уйдет на пенсию, и вот тогда… Но министр лукавит.

«Давать оценку» творческим работам он прекрасно может и сегодня. Для этого ему совсем не нужно писать рецензии на кинофильмы, достаточно легко и непринужденно «подвигать рычагами» финансирования и проката. Причем, возвращаясь к Фонду кино, сейчас «оценивать фильмы» министру стало гораздо комфортнее, а 35-процентный ценз даст этому только больший размах.

Обрезание Голливуда

Фото Сергея ПЯТАКОВА (РИА«Новости» ) и altapress.ru.