На минувшей неделе наш фотокорреспондент Анна ЗОЛОТИНА в составе калужской команды «Kaluga.Aero» участвовала в соревнованиях в рамках Международного фестиваля воздухоплавания «Небо России-2018» в Рязани.
Анна присоединилась к нашим аэронавтам в самый последний момент, заменив собою двух (!) выбывших спортсменов.
Честно говоря, нам не привыкать брать интервью у отважной Золотиной, потому что она периодически кардинально меняет профессию и пускается в разного рода авантюрные путешествия. Последний раз она была кинологом в карельском лагере Дмитрия и Матвея Шпаро, а до этого — рулевым матросом в составе экспедиции на Северную Землю. В этом году Аня на период редакционного отпуска переквалифицировалась в штурмана-воздухоплавателя.
— Как ты оказалась в Рязани?
— Мне предложили поснимать наших на предстоящем чемпионате. Ну и немного помочь, если попросят, — это уже я так решила. А получилось: двое членов команды не смогли поехать в Рязань по каким-то причинам. Добровольцев к тому времени, как мы прибыли на соревнования, уже всех разобрали. Когда началась подготовка к полету, я одной рукой держала аэростат, а другой пыталась фотографировать. И тут наш пилот Артем Бондаренко говорит мне: «Забудь, что ты фотограф, ты — член команды». А через некоторое время мне уже скомандовали: «Залезай в корзину». «О!» — сказала я, потому что не ожидала такого предложения, но очень надеялась на него.
— Чем еще запомнился первый полет?
— Тем, что после него четыре с половиной часа латали шар, который прожгли не без моей помощи…
— Нанесла, значит, урон нашей команде.
— Угу. Мы ставили шар, то есть наполняли воздухом. Самое сложное для меня было — держать тяжелую «юбку» аэростата и тросы в момент холодного наполнения. «Становишься в створ звездой» (такое выражение есть у воздухоплавателей) и раскрываешь ткань, чтобы шар не схлопнулся, а пилот с помощью вентилятора его «надувает». Затем идет горячее наполнение, тогда держать уже полегче, так как купол уже поднялся. Но тут-то и случился мой промах. Я расслабилась, отпустила одну руку. В это время ветер сплющил полотнище шарика, и горячее пламя слегка испортило нашу «Цаплю». Зато теперь на аэростате появилась заплатка имени меня.
— А какой тебе показалась земля во время полета?
— Земля прекрасна! Вопреки моим опасениям, летать в аэростате совсем не страшно, может быть, потому, что нет ощущения скорости и ветер почти не чувствуется.
В самолете ты отгорожен толстым слоем стекла и железа, а в корзине аэростата барьер между человеком и планетой исчезает. На высоте 1 000 метров все кажется таким хрупким и трогательным, домашним.
— Получается, что ты осваивала азы воздухоплавания в ускоренном режиме — за несколько дней, да еще и на соревнованиях.
— Из-за этого мне временами казалось, что у меня голова пухнет от обилия информации. К примеру, на второй день мы вместо сна изучали навигационную программу. Я должна была проложить воздушный маршрут в телефоне пилота, при этом ввести контрольные точки, которые нужно было пройти нашему аэростату. По ним пилот ориентируется в полете, летит на них, чтобы как можно ближе сбросить маркеры к контрольным «крестам». Конечно, со всем этим я бы не справилась, если бы не помощь более опытного члена команды, Степана, который на этих соревнованиях выполнял еще и роль водителя.
— Каков режим дня штурмана аэростата?
— Я вставала в три часа утра, до восхода солнца. Дело в том, что все полеты на воздушных шариках ограничены утренними и вечерними часами. Дневные лучи солнца разогревают оболочку аэростата, она портится. К тому же когда земля прогревается, потоки воздуха неравномерны, из-за этого шаром невозможно управлять. Кое-кто из аэронавтов вечером даже и не ложился.
Часов в пять мы вылетали, примерно через час приземлялись. В полдень обедали, отсыпались и начинали готовиться к вечернему полету.
— Воздухоплавательный спорт можно отнести к разряду экстремальных. Были ли на этих соревнованиях непредвиденные ситуации и чем они вызваны?
— Для нас неожиданностью было, когда команду оштрафовали за превышение высоты в полете. Но это, скорее, по незнанию. Не учли, что высота на соревнованиях ограничивается уровнем моря, а мы думали, что нужно считать от земли.
Экстрима, как такового, не было, правда, один раз я была восхищена действиями Димы Жохова — спортсмена из команды соперников. Из-за сильного ветра аэростат очень быстро пронесло над посадочной поляной. До деревьев оставалось, по-моему, всего метров десять. Нас уже тащит по земле, и тут навстречу бросается парень и начинает останавливать трехсоткилограммовую корзину. Я боялась, что она его просто раздавит и припечатает к земле. Все закончилось благополучно, но в глазах до сих пор стоит этот бой Геракла с быком-корзиной. Я прониклась большим уважением к силачам-аэронавтам. Потом мне сказали, что этот случай вполне обычный: спортсмены всегда помогают друг другу.
— Фестиваль в Рязани завершился. Как ты думаешь, опыт, который получила, тебе пригодится?
— Надеюсь, что оказалась полезна нашей команде, не знаю, насколько, но я старалась. По окончании соревнований меня пригласили записываться в команду подбора на следующие соревнования, да жаль отпуск закончился.
Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения