От лубка до Библии

Все стили и формы советской, российской гравюры XX века показывает масштабная экспозиция в Калужском музее изобразительных искусств.

Уникальные по замыслу и исполнению произведения заоблачной стоимости — без преувеличения, сокровище страны.

Коллекция гравюры из Российского фонда культуры была передана в дар музею в 2003 году. Это самый крупный вклад в собрание за последние два десятилетия — сто пятьдесят произведений, исполненных лучшими мастерами.

Со времен первопечатника Ивана Федорова русский народ полюбил лубок, гротескные изображения, сдобренные перцем поговорок. Эту традицию развил Александр Сорокин, использовав былинно-сказочный стиль. Не в бровь, а в глаз разит народное слово: «Под носом проросло, а в голове и не засеяно».

Бриллиант экспозиции — с детства знакомые каждому иллюстрации к произведениям Александра Пушкина одного из самых известных книжных графиков — Федора Константинова. По мнению американского искусствоведа Линда Уорди, произведения «ставят его в группу художников мирового значения, причем редких даже в мировом масштабе, — он относится к той группе художников, у которых талант и точка зрения совпадают и дают подлинно творческую личность».

Сергей Чернышев — преподаватель Школы акварели Сергея Андрияки. Тонкость его работ — как на денежных знаках!

Юрий Берковский нарезал тончайшим штрихом алфавит «Буквицы» — маленькие, не больше почтовой марки гравюры — концентрат смысла речи. Образы редкого обаяния создал Вадим Фролов, его «Птицелов» — персонаж и моцартовской «Волшебной флейты», и стихотворения Эдуарда Багрицкого.

Эти творения создавались без оглядки на время, без учета баланса вознаграждения и трудоемкости. С точки зрения «оптимизации», интенсификации производительности труда артефакты — просто крамола. Но именно в век цифры и «Пауэр поинта» яснее видна разница между минутными компьютерными поделками и шедеврами живых рук и разума. Найдите достаточно времени, чтобы неспешно насладиться этим древним и юным искусством.

Фото автора.