Калужанам рассказали, как не стать жертвой мисселинга

Знакомая многим ситуация: приходишь в банк, чтобы открыть вклад, а консультант предлагает заработать больше с помощью альтернативных вложений. Все чаще в Банк России поступают жалобы от потребителей финансовых услуг, связанные с продажей им не тех продуктов, за которыми они обратились. Выясняем, как не разочароваться в инвестировании. 

Как показывает практика, недобросовестные продавцы под видом «вкладов с повышенной доходностью» предлагают облигации и другие инвестиционные продукты, не раскрывая всех рисков и особенностей их использования. Скажем, в подобных случаях банки могут выступать страховыми агентами, предлагающими клиентам услуги инвестиционного страхования жизни. По сути, это классическое страхование и одновременно инвестиционный продукт, позволяющий получить дополнительный, но не гарантированный доход. Проблема в том, что консультант может умолчать о минусах продукта (негарантированная доходность, невозможность досрочно вернуть инвестиции без потерь) и рассказать только о плюсах. Чаще всего граждане обнаруживают подмену, когда хотят досрочно вернуть размещенные сбережения.

Для недобросовестных, некорректных, некачественных продаж хорошего продукта существует даже специальный термин: мисселинг. Это нарушение одного из важнейших прав потребителя — на полную и достоверную информацию. Без нее он утрачивает возможность объективно оценить ситуацию и свои финансовые возможности, принимает решение, о котором в будущем может пожалеть. Из-за таких недобросовестных приемов люди не могут выбрать для себя действительно подходящий в их ситуации финансовый продукт и теряют доверие к кредитным организациям. Поэтому Банк России считает актуальным вопрос борьбы с такими проявлениями.

Ирина КАРЛАШ, управляющий Калужским отделением ГУ Банка России по ЦФО:

— Есть рекомендации Банка России, по которым продавцы финансовых услуг обязаны письменно информировать клиентов о существенных особенностях предлагаемых им продуктов и услуг. В требованиях к базовым стандартам по защите прав потребителей финансовых услуг также закреплены положения по качественному информированию клиентов.

После многочисленных дискуссий и консультаций ассоциации российских банков и саморегулируемые организации в сфере финансового рынка подписали меморандум о сотрудничестве по борьбе с мисселингом. Также в ближайшее время будут разрабатываться специальные стандарты продажи банками небанковских финансовых продуктов.  Пока же клиентам нужно внимательно читать договор, обязательно задавать уточняющие вопросы и, конечно же, не принимать поспешных финансовых решений.