Дарители и хищники

Захватывающую историю обретений и потерь рассказывает экспозиция «Путь в 100 лет», посвященная юбилею Калужского музея изобразительных искусств. Двенадцатого июня 1918 года в газете «Калужская правда» было опубликовано объявление об открытии для посетителей Советской картинной галереи.

Дарители и хищники

Врач Никанор Иванович Васильев (1832 — 1917) завещал свою коллекцию произведений искусства, свой дом и немалый капитал для создания в Калуге художественно-промышленного училища и музея при нем. Подлинник этого документа, составленный человеком истинной культуры, подтвержденной делом, открывает экспозицию. Коллекция Васильева насчитывала 91 произведение живописи, графики и скульптуры, а сегодня собрание музея составляет более 12 000 артефактов!

Дар народу стал предтечей повсеместной национализации художественных ценностей в стране. После Социалистической революции коллекцию разместили в доме мецената на углу Молотковской улицы и Титовского переулка (ныне улица Дзержинского, дом 81). Музей менял имена и адреса, но все это время собирал, хранил, реставрировал, изучал и популяризировал изобразительное искусство.

Юбилейная экспозиция составлена так, что рассказывает о каждом десятилетии неспокойной жизни храма искусств. Там можно увидеть не только произведения искусства из собрания музея, но и подлинные исторические документы и фотографии из фондов Калужского объединенного музея-заповедника, Государственного архива Калужской области.

Особый интерес представляют фотоснимки живой просветительской работы сотрудников музея в Калуге. Фотографии, списки и каталоги выставок, книги отзывов посетителей, написанные стальным перышком, безыскусные и полные искреннего восхищения, дают вдохнуть атмосферу социального оптимизма.

Музей стал центром, вокруг которого объединились калужские художники, здесь устраивались выставки их работ. И сейчас эта традиция продолжается, ведь искусство — не только гербарий, но и живые цветы, распускающиеся каждый день.

Из зерна музея выросло буйно расцветшее сообщество — Калужская организация Союза художников. Первая выставка калужских мастеров проходила в сентябре 1923 года. В ней приняли участие 15 художников из Калуги, Тарусского и Медынского уездов, представив 150 произведений. Выставку посетили около тысячи человек, в том числе 200 учащихся.

Рядом с предметами искусства — черно-белые снимки утраченных работ. Во время Великой Отечественной войны коллекции музея вывезтине удалось, из собраниябыло утрачено 756 произведений русской, советской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры. Ущерб, нанесенный музею, исчислялся в общей сумме 179 342 рубля (в ценах 1942 года). Сотруднику музея Н.М. Маслову и сотруднику Калужского краеведческого музея В.И. Извекову удалось спасти часть коллекции, спрятав ящики с картинами, уже предназначенные для вывоза в Германию.

ерная книга» утрат калужских любителей прекрасного потрясает, оккупанты-мародеры, соотечественники Гете, грабили со знанием дела, вот лишь некоторые потери. «Цветы» неизвестного художника XVII века, авторство было приписано художнику фламандской школы Н. Босхарту-младшему. «Дама с букетом цветов» кисти Карло Чиньяни (1628 — 1719), возможно, изображение богини Флоры. Две картины мастера находятся в Государственном Эрмитаже. Этюд Исаака Левитана «В полях» поступил в Калугу в 1928 году из Третьяковской галереи. …Картина Василия Поленова «Баржа на Оке». Пейзаж Ивана Шишкина «Лес по дороге в Мариенгоф». «Старик-пастух», этюд 1892 года кисти Николая Ярошенко, оккупанты довезли до Польши. В 1980 году полотно было передано в Симферопольский художественный музей. Теперь оно вернулось России вместе с полуостровом!

Случались более ранние и загадочные потери. Например, статуэтка «Вольтер в кресле», работа Жана-Антуана Гудона 1778 года. Выполненная в бронзе, мраморе, с чеканкой, золочением, статуэтка была преподнесена французским скульптором императрице Екатерине II, находилась в ее рабочем кабинете. Она послужила основанием для заказа мраморной статуи в натуральную величину, которая сейчас находится в Государственном Эрмитаже! В 1930 году статуэтка вместе с некоторыми ценными экспонатами была передана в Ленинградский антиквариат для экспертизы. Дальнейшая ее судьбаи местонахождение неизвестны. Может быть, благодаря поискам и средствам меценатов сокровища вернутся домой? Случилось же такое чудо с обаятельным полотном Василия Голынского «Рыбная ловля»!

Осенью 1944 года музей вновь открылся для посетителей, фонды начали пополняться новыми экспонатами.

В 1969 году музею было передано главное здание городской усадьбы Билибиных-Чистоклетовых, памятник архитектуры начала XIX века, объект культурного наследия федерального значения.

Но музей гораздо больше уютной усадьбы, он оброс филиалами. В его состав вошли Информационно-образовательный и выставочный центр, Ульяновская, Тарусская, Мосальская, Хвастовичская картинные галереи. Возглавляли храм искусства самые разные, но одинаково неравнодушные люди: от учителя средней школы до выпускников Мюнхенской, Петербургской академий художеств, и любители, и члены Союза художников СССР. Сегодня приютом муз руководит заслуженный работник культуры РФ Наталья Марченко.

Зачастую предметы искусства поступают в музей в чудовищном состоянии. Работа реставраторов вернула к жизни многие произведения искусства из собрания музея. Фотографии экспозиции показывают процесс восстановления красоты. Научно-исследовательские и научно-просветительские издания музея за разные годы адресованы не только специалистам, но и всем любителям искусства.

Придите поздравить приют муз с почтенным юбилеем, а искусство — с вечной юностью.

Фото автора и Анны ЗОЛОТИНОЙ.