«Русский дух» живописи

По-русски «дух» означает и бессмертную сущность, и запах, и дуновение. Экс-позиция пленэрных работ мастеров области в Выставочном зале Калужского отделения Союза художников России откликается на все три смысла. Зрителя будто охватывает медовый дух луга, терпкий — дубравы, бальзамический — соснового бора: «там Русью пахнет».

«Русский дух» живописи 

Мы попутешествовали от этюда к этюду с директором Выставочного зала Галиной ТЕРЕНТЬЕВОЙ, расспросили о значении таких работ в жизни художника.

— Зачем профессионалу нужен пленэр?

— Слово «пленэр» переводится с французского как «открытый, или полный, воздух». Непосредственные значения понятия «пленэр» таковы: воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды и естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. По сути же, пленэр — многогранный сплав событий, человеческих чувств, переживаний и эмоций, жизни природы, состояний в ней и смены времен года. Заветная, дальняя даль, открывшаяся взору ранним летним утром, февральские просини, рябиновые огоньки и торжественные квадриги облаков весеннего неба…

— Как научиться видеть, обобщая, казалось бы, безличные природные формы до понятных человеку смыслов?

— Бесконечность природы охватывает художника, стоит ему оказаться на открытом воздухе. Она, как и встарь, представляется еще сохранившейся «землей обетованной», является для человека и моральной опорой, и силы душевные восстанавливает, пробуждая в нем энергию созидания. Поэтому пленэр остается очень существенной, если не главной, захватывающей частью творческого процесса.

В нем все необычайно важно: настроение живописца, состояния и их нюансы в природе, общий характер пейзажа, его детали, жизнь света. Главное при этом — передать взаимосвязь движений души с тем, что окружает, — бесконечной красотой бытия.

— Как мастера выбирают места для работы, кто дает им приют? Ведь время бесплатных творческих дач для членов союза давно миновало…

— Из года в год калужские художники работают на пленэрах, которые могут быть и коллективными, и самостоятельными, проходят в различных регионах России и в Калужской области. Сами живописцы становятся организаторами пленэров и выставок по их итогам.

В 2016 — 2017 годах в рамках сразу двух проектов заслуженного художника России Владимира Арепьева «Ее Величество Живопись!» и «Памятники истории и культуры нашего Отечества в произведениях российских художников» состоялись пленэры в национальном парке «Угра» (деревня Беляево Юхновского района, база отдыха и экотуризма), в Боровском районе (деревня Уварово, экопасека В. Макашина — советника Президента РФ по вопросам экологии и сельского туризма).

Также в сентябре этого года в деревне Староселье на реке Серене проводился пленэр, приуроченный к открытию в Калужской области (Мещовский район) шестисотого гостевого дома для сельских туристов, «У Махара» (организатор приема художников — М. Тигиев).

Член Союза художников живописец Виктор Кузин в 2016 — 2017 годах проводил в родном районе пленэр «Ульяновская палитра». Здесь прием художников был проведен администрацией Ульяновского района. Живописцы из Калуги, Обнинска, Боровска, Тарусы, Малоярославца, Москвы, Рязани, Смоленска, Брянска, Сергиева Посада, Можайска и Минска работали на этих пленэрах.

В честь 190-летия храма Михаила Архангела в селе Кутепове Жуковского района был проведен в 2016 году пленэр, в котором приняли участие Павел Вольфсон, Лев Рыжов, Ольга Кузьминова.

Старинный Малоярославец гостеприимен для художников: в 2017 году состоялся пленэр «Малоярославецкий край в истории России». В нем участвовали авторы из Калуги и Юхнова, а также художники Центрального федерального округа. В апреле этого года в деревне Александровке Юхновского района, там, где река Воря впадает в Угру, состоялся весенний пленэр в национальном парке «Угра».

— Какова роль пленэрного «улова» в дальнейшей работе над картиной?

— Этюд — это рабочий материал, или законченный пейзаж, или целая серия пейзажей одного, ставшего близким душе места, бесконечное разнообразие мотивов, порой безыскусных, иногда эффектных и контрастных, становятся итогами пленэров и творческим багажом. В основе творчества многих калужских художников — традиции русской реалистической школы с «почвенным», как бы пейзажным видением окружающего мира.

В экспозиции преобладает лирический пейзаж. При добросовестном отношении к натуре художник соотносит впечатления с глубоко личными переживаниями, своей душевной жизнью. Значение пленэров трудно переоценить: возникает устойчивая динамика творчества, появляются новые задачи, неожиданные для художника пути поиска, обогащение эмоциональной составляющей живописи, связь с современным духовным миром.

…Летнее многоцветье собрано в зале, как в волшебном зеркальце. «Ирисы» Валерия Манаенкова напоминают, что имя цветам дала богиня радуги — Ирида. «Клыково. Речка Серена» Виктора Медведева — будто повесть о былинной Руси.

Авторы изображают и себя за мольбертами на фоне ландшафта. Анатолий Жлабович пленился далями Боровска, хотя ветер свежий, зонт прочно прикреплен к земле, как палатка. Евгения Пухова ливень застал у покосившейся колокольни, но художник не сдается: и краски масляные, и сам он — не сахарный!

Крым, как часть Родины, подробно исследуется калужанами. Виктор Кузин показал выбеленную зноем дорогу «К морю». Марина Андреева увидела Ялту с Поликуровского холма и ряд кулис — мысов, открывающий праздник южного берега. Визг и плеск ребятишек будто слышатся с полотна Антона Гольдина «На Протве». Пора и зрителям вслед за художниками отправляться в луга и леса — не за сюжетами, так за грибами-ягодами.

«Русский дух» живописи

«Русский дух» живописи

Фото автора.