Никитинская Калуга

Дом-музей декабриста Гавриила Батенькова по праву показал гармонию «милой Калуги» как заслугу зодчего Петра Никитина. Это он составил столь удачный план уютного города ровно 240 лет назад.

Никитинская Калуга

Как два камня в драгоценном перстне, как эхо в двух рощах, закругляются сквер Мира и площадь Победы. Былинная даль русского приволья ширилась при взгляде из городского парка. Каменный мост — действительно грамотная реплика на римские виадуки.

В экспозиции представлены каллиграфически выполненные подлинники плана местности до начала работ, самого регулярного плана, чертежей отдельных строений. Старинные открытки дают представление о былом благообразии, чистоте, порядке. Сегодняшний вид архитектурных жемчужинок показали полотна Валерия Манаенкова.

Евгений Николаев, автор книги 1970 года «По Калужской земле», назвал Петра Романовича Никитина «одним из крупнейших русских градостроителей». Город и городской ансамбль, как слияние сил неживой природы, живой, и ее мыслящего звена, человека, — сложнейшее творение.

Насущная необходимость перемен подтверждалась современниками. Калужанин Г. Зельницкий писал: «До открытия губернии и распланирования города строение здесь находилось все почти деревянное без всякого порядка и походило на безобразную кучу, без всякой удобности и красоты».

Никитин не только выдающийся градостроитель, но и яркий зодчий классицизма. Некоторые его постройки из-за их исключительной красоты еще недавно приписывались самым знаменитым архитекторам XVIII столетия — Ухтомскому, Баженову и Казакову.

По плану центральная часть города стала более компактной. На окраины были переведены наиболее пожароопасные, шумные, экологически вредные производства: кузницы, бойни, салотопенные и кожевенные предприятия. Вместо десятков погостов было устроено одно общегородское кладбище.

Никитин сумел использовать все выгодные качества ландшафта и уже имевшихся построек для создания цельного, выразительного ансамбля. «Системой архитектурных «рифм» он связал воедино строения старой, средневековой и новой, классицистической, Калуги. Пример тому — кувшинчатые столбы на южном и северном въездах в Гостиный двор: они красиво рифмуются с аналогичными деталями храма Покрова на рву и Палат Коробовых», — справедливо подметил Владимир Обухов. Благоустройство пристани двинуло вперед торговлю. В летние месяцы калужские судопромышленники, пользуясь спускными водами, отправляли нагруженные лесными материалами суда вверх по реке Оке, а оттуда -с грузом хлеба и других товаров. По окончании Нижегородской ярмарки приходили в Калугу суда с солью, железом, алебастром (заметим, отечественного производства)…

Может ли Калуга стать тихой, зеленой, чистой, вернется ли на все фасады лепнина, уцелеет ли деревянное зодчество? Образец для подражания — на поучительной экспозиции в доме декабриста.

Никитинская Калуга

Фото автора.