Параллельный Боровск

Калужская область входит в десятку наиболее посещаемых туристами регионов. Нокалужане по традиции не ценятто, что имеют, и продолжают ездить за яркими впечатлениями подальше от родного дома. В разгар отпускного сезона мы решили показать землякам, что наши достопримечательности ничуть не хуже московских или крымских.

Параллельный Боровск

Начать путешествовать по области мы решили с Боровска. Никакие рейтинги в расчет не брали. Просто очень захотелось оказаться в русской провинции в период цветения шиповника и жасмина, ведь ничто так сильно не привязывает нас к определенному географическому месту, как воспоминания детства и запахи, которые стереть из памяти практически невозможно…

Боровск для большинства туристов начинается с автовокзала. Там же ты сразу начинаешь чувствовать, что попал не в обычный уездный городок, а особенный. Будущий осмотр достопримечательностей гости начинают с изучения карты города, которая сплошь состоит из «исторических точек». Они нанесены на стенд разными цветами, каждый из них обозначает ранг памятника — культурный, духовный или исторический.

С «точками» администрация города, на наш взгляд, перемудрила. Минут пятнадцать мы пытались понять по карте, куда же нам надо, пока сочувственно наблюдавший за нами таксист не предложил свою помощь.Рассказывать туристам, что и где находится, похоже, было для него привычным делом. Забегая вперед, скажу, что все боровчане, с кем пришлось пообщаться в этот день, были очень доброжелательны и с удовольствием нам помогали — и словом, и делом,

В наших летописях этот город стал известен с момента перехода его в качестве удела к двоюродному брату Дмитрия Донского князю Владимиру Андреевичу, впоследствии прозванному Храбрым за большой вклад в победу на Куликовом поле. Боровчане помнят и ценят «своего» князя, и не случайно он стал героем городских фресок, прославивших это городок в последние годы. Но об этом после.

Историчность Боровска ощущаешь сразу, как только попадаешь в сердце города, на центральную улицу Ленина. Прямо возле входа в здание городской администрации сидит и задумчиво смотрит в небо бронзовый Константин Циолковский, а рядом, на стенде, — схема туристического маршрута.

Памятник основателю космонавтики подарил городу скульптор Сергей Бычков. Говорят, что точно такой же Константин Эдуардович сидит под пальмами где-то в жаркой Австралии. Этот образ так понравился российскому боксеру Косте Цзю, что он заказал его Бычкову и поспособствовал тому, чтобы его установили на второй родине боксера — в городе Брисбене.

Циолковский 15 лет жил с семьей в Боровске, поэтому жители этого райцентра с полным правом считают его боровчанином, а в музее его имени можно увидеть очень знакомые калужанам фотографии космических экспонатов.

Лет десять назад этот город совершенно неожиданно прославился настенной живописью, которая появилась благодаря художнику-самоучке Владимиру Овчинникову. Тогда его рисунки на старых домах называли модным словом «граффити». Он сам склонен называть их фресками.

Одно время Овчинникова отгоняли от стен, якобы он нарушает исторически сложившийся образ города и вообще занимается хулиганством. Но когда в Боровск повалили толпы туристов, желающих увидеть его «параллельный мир», администрация смирилась и даже стала помогать.

Городские фрески встречаются на пути постоянно, и, конечно, на них останавливается взгляд — и мысль: а что бы это значило?.. Мы вот также стояли, смотрели, читали, разгадывали.

На первый взгляд, трудно отличить нарисованных и реальных людей, глядящих сквозь пыльные окошки. Но, что замечательно, рисованные человечки все какие-то необычные или ведут себя нестандартно. Тем и хороши.

Одно из наиболее монументальных произведений — «Глобус Боровска», где собраны почти все знаковые исторические персоны, оставившие здесь свой след. А еще есть этакая альтернативная карта города с «неустановленными урнами, невоздвигнутыми памятниками, сквером, ожидающим благоустройства».

Есть среди картинок и достаточно прозаичные, вроде той, что изображает огородника с большим огурцом и морковкой, или фигурок отца с сыном на фоне автомобильного капота. Но некоторые, к примеру, боярыня Морозова в окошке, нарисованы вполне профессионально. Можно поудивляться тому, что талант живописца проснулся у автора только в преклонном возрасте.

Несколько печалит то, что многие настенные фрески достаточно потускнели и местами уже осыпались. Впрочем, сам боровский Бэнкси вряд ли рисовал их с претензией остаться в веках. Однако память о себе он, безусловно, здесь оставит. Еще очень важно, что человек создал прецедент, теперь по его стопам пойдут другие.

И они уже появились: на одном из заборов мы увидели изображение городка, очень похожего на Боровск. В углу была подпись художника, точно не Овчинникова.

Мы шли по городку и рассматривали резные наличники на окнах. Таких в Калуге почти не осталось, а здесь они на каждом шагу. И вдыхали жасминовый дух. Еще неделя — зацветет липа, и поплывет над городом удивительный, ни с чем не сравнимый аромат. У тех, кто будет читать эти строки, еще есть шанс успеть им насладиться, приехав сюда на денек-другой.

Параллельный Боровск

Параллельный Боровск

Параллельный Боровск

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.