Паруса «Мадонны»

«Я влюблен, я очарован. Я совсем огончарован» — эти слова вслед за гениальным женихом Натали повторяют многочисленные гости Полотняного Завода.

Паруса «Мадонны»

Особенно повезло тем, кто посетил усадьбу в Пушкинский день, послушал рассказ директора областного музея-заповедника Виталия Бессонова. Но все выставки, подготовленные к 300-летию Полотняного Завода, ждут посетителей. Путешествие по усадьбе Гончаровых — что прогулка в машине времени, так ее задумали работники музея и артисты Калужского ТЮЗа. Ряженые персонажи разговаривали не иначе как подлинными строками из писем своих героев, хозяев и гостей поместья.

В 1718 году калужский купец Тимофей Карамышев построил на берегу реки Суходрев полотняную и бумажную фабрику. У Карамышева было два компаньона: его племянник Григорий Щепочкин и «калужский посадский» Афанасий Гончаров. Через пятьдесят лет калужский горшечник Гончаров был уже крупным вельможей. Он имел множество заводов и фабрик, несколько усадеб, дома в Москве и Калуге.

В 1739 году Сенат удовлетворил просьбу Гончарова, разрешив сделать вольнонаемных людей крепостными. Условия труда были тяжелейшие. В 1742 году Гончаров сделался дворянином, а недовольство рабочих росло, и в 1752-м взбунтовавшихся крестьян удалось остановить лишь трем полкам с артиллерией. Тем не менее когда Афанасий Абрамович умер восьмидесяти пяти лет, он оставил 6 миллионов рублей серебром.

…В середине октября 1812 года в усадьбе помещался Главный штаб Русской армии. Полотняным Заводом помечено одно из писем Кутузова. Семейство Гончаровых эвакуировалось в свое тамбовское имение, где на другой день после Бородинской баталии и родилась Ташенька. Летом 1813 года Гончаровы с детьми жили уже снова в Полотняном Заводе. На сельском приволье она росла лет пять или шесть. Впечатления детства отличали Натали от жеманных московских барышень.

Родители взяли Ташу в Москву, водили в знаменитый танцкласс Иогеля. На детском балу, в доме на Тверском бульваре, в декабре 1828 года и увидел шестнадцатилетнюю Натали Пушкин. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, «Мадонна» в первый же вечер их знакомства поразила Пушкина царственной, одухотворенной красотой.

В первый раз поэт приехал в Полотняный в мае 1830 года. Сватовство осложнилось и политическими, и материальными затруднениями. От каких бы то ни было капиталов за невестой Пушкин не только отказался, но и сам дал будущей теще 11 тысяч на шитье приданого.

Вторично Пушкин приезжал в Полотняный в августе 1834 года на две недели. Владельцем заводов стал брат Натальи Николаевны Дмитрий Гончаров. Он ездил в 1829 году с русской миссией в Персию, от него Пушкин и узнал страшные подробности гибели Грибоедова. Он же снабжал первого русского журналиста бумагой для издания «Современника».

Пушкин мечтал поселиться здесь вдали от столицы. Пуля красавца-шурина погасила солнце гения. Вяземская писала о том, что она «не может забыть страданий Натальи Николаевны в предсмертные дни ее мужа». Несколько лет жила вдовой Наталья Николаевна в Полотняном, где еще стояла над Суходревом беседка со строками, начертанными любимой рукой.

На рубеже XIX и XX веков завод еще раз стал приютом муз. В 1898 году здесь жил Анатолий Луначарский, сосланный в Калугу за революционную деятельность. Энциклопедист полюбил этот «очаровательный уголок Калужской губернии» и его хозяев. Познакомился он с Дмитрием Гончаровым, артистом оперного театра Зимина, в одном из петербургских марксистских кружков. В Рабочем театре Полотняного выступали Ольга Книппер, Елена Гнесина и сами хозяева.

В то время, 1912 году, на писчебумажной фабрике работали около 500 человек, которые производили бумаги на сумму около 800 тысяч рублей в год. На фабрике был введен восьмичасовой рабочий день. После социалистической революции поместье было национализировано, а с 1922-го стало домом отдыха. Трагичный сорок первый год нанес усадьбе, как и всей стране, страшные раны: дом был сожжен, парк погублен, деревья вырублены.

В 1968 году началось восстановление памятника истории и культуры. Большинство портретов, старинная мебель находились в музеях Пушкина в Москве и Ленинграде, в калужских музеях. Все это вернулось в воссозданные хоромы. В парке под дубами, помнящими поэта, с 1979 года проводятся ежегодные Пушкинские праздники.

Впереди у старой усадьбы — восстановление архитектурного комплекса, в том числе Дома Щепочкина, в котором провел полный хлопот «медовый месяц» хирург Николай Пирогов. Вся округа собралась на прием к знаменитому доктору и его молодой жене, сестре милосердия, племяннице владельца дворца. Усыпальница рода потомков парусных дел мастера, церковь Спаса, где венчался Пирогов, молился Кутузов, знаменитая беседка — многое ждет возрождения. Для этого нужны средства. На Пушкинском празднике мы услышали любопытный диалог. Мальчик лет десяти спросил отца: «Деньги спонсорам возвращаются?» Он ответил: «Нет». «Тогда зачем их давать?» — удивился отпрыск купца XXI века. Трехсотлетняя история фабрики, дворцов, стихи «зятя Полотняного» — ответ на это.

Паруса «Мадонны»

Паруса «Мадонны»

Паруса «Мадонны»

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.