Разделяй и управляй

На минувшей неделе в Калужском государственном университете имени К.Э. Циолковского прошел круглый стол, на котором участники подняли наиболее острые вопросы перехода на новую систему обращения с отходами.

Изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», вступившие в силу с января этого года, обязывают регионы существенно подкорректировать местные законодательные акты. Однако проблема еще и в том, что для реализации нововведений придется изменить не только систему обращения с отходами, но и само отношение людей к мусору и его сбору.

Десятилетиями жители городов привыкали выбрасывать ненужное в один мусорный бак. Справедливости ради, в советский период у населения был небольшой и не совсем удачный опыт организации отдельного сбора пищевых отходов, однако, к сожалению, он не нашел своего разумного продолжения. И мы с облегчением перешли на систему «одного окна». Старая простая схема сбора и утилизации мусора сегодня поставила регионы на грань экологической катастрофы.

По данным министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, мы производим в год 450 тысяч тонн отходов, с которыми едва справляются 13 полигонов ТБО. Самый крупный из них, Ждамировский, утилизировал половину от основной массы. Сейчас он закрыт. Также на грани остановки находятся Обнинский, Жуковский, Перемышльский, перестали функционировать Людиновский и Тарусский.

Оставшиеся калужские полигоны не рассчитаны на большие объемы, быстро переполняются и по закону подлежат закрытию. Областная природоохранная прокуратура не намерена давать слабину в этом вопросе, дабы не нарушать экологическое равновесие и не провоцировать волнение местного населения. Однако, как заметила заместитель прокурора Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры Наталья Уланова, вопрос о том, куда возить отходы, стоит в нашей области очень остро. Нередко нашим правоохранителям приходится разбираться с перевозчиками мусора, которые под покровом темноты сбрасывают содержимое контейнеров на Ждамировский полигон.

Полигоны, использующие старую систему утилизации отходов, должны отойти в прошлое. В идеале, заметила представитель министерства природных ресурсов и экологии Галина Зацепина, для нашей области достаточно будет и пяти площадок, а вот количество мусороперерабатывающих предприятий должно возрасти до тринадцати. Пока у нас нет необходимых мощностей для переработки существующих объемов, поэтому также непонятно, как будут выполняться новые стандарты и требования по раздельному сбору отходов.

В числе проблем, которые были озвучены на заседании круглого стола, была проблема взаимодействия власти и общественности. До России и до Калуги, в частности, докатились мусорные войны, через которые прошли практически все европейские страны. Местное население, по понятным причинам, активно сопротивляется строительству полигонов ТБО. Наши чиновники уверяют, что любой из них намного лучше, безопаснее несанкционированных свалок, которые неизбежно будут образовываться, если не решить вопрос с вывозом отходов. Налицо противостояние, которое выигрывает общественность.

Однако пока ломаются копья на митингах в знак протеста против размещения полигона, область продолжает падать в мусорную пропасть. Что делать?

Как отметил известный калужский биолог Алексей Стрельцов, зачастую неполная выборочная информация бьет в обратную сторону. Управленцам нужно больше работать с людьми, собирать общественность и разъяснять, оглашать результаты химических анализов. Сейчас этого нет, и жители довольствуются слухами, считают, что раз имеет место замалчивание, значит, власть пытается их обмануть.

Ситуацией вокруг полигонов пользуются известные возмутители спокойствия, набирая на протестных настроениях политический капитал. Как отмечалось на заседании, многие жалобы и петиции написаны как будто под копирку.

Однако в обращениях граждан есть и рациональное зерно. Так, жители Полотняного Завода настаивают на проведении общественно-экологической экспертизы проекта реконструкции местного полигона. Возможно ли пойти навстречу общественникам? Вопрос упирается в финансирование. За эту работу тоже кто-то должен заплатить. Однако если это сделают муниципалитеты, то их тут же обвинят в том, что экспертиза заказана в интересах власти.

В рамках свободного обмена мнениями участниками заседания было высказано немало вопросов, которые требуют быстрого реагирования. К примеру, где взять оборудование для раздельного сбора мусора? Как подсчитать, кто сколько мусорит, и установить плату по факту? Кто будет нести ответственность за реестр контейнерных площадок, которые с этого года будут в ведении местных органов власти? Если не решить их в ближайшие месяцы, новое законодательство всерьез не заработает.

В адрес средств массовой информации прозвучало пожелание больше уделять внимания экологическому просвещению и образованию молодых граждан. В Калуге и по региону проходят акции по раздельному сбору мусора, подобная работа ведется в школах. Что ж, со своей стороны мы готовы информировать и пропагандировать такого рода мероприятия — если только они не носят разовый характер. А так было в прошлом году в калужских общеобразовательных заведениях, куда завезли «правильные» контейнеры. Где они теперь? Пылятся на складах. На наш взгляд, управлять отходами нужно учить более последовательно и не бросать раз начатое.

Возвращаясь к итогам круглого стола, хотелось бы отметить несколько пессимистический настрой участников обсуждения. Многие сошлись на том, что в вопросах построения новой схемы обращения с отходами мы здорово запаздываем — равно как и с подготовкой общественного мнения. Однако поворот в сознании людей все же неизбежен, если, конечно, начать что-то делать, а не ждать указаний сверху.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.